28 февраля в МГПУ обсудили новые возможности технологического обучения московских школьников и нехватку педагогов, разбирающихся в новейших технологиях.

В МГПУ на круглом столе «Инженеры 4.0: новая технологическая революция начинается со школы и допобразования. Опыт Москвы» руководители профподразделений МГПУ, эксперты допобразования, педагоги московских школ №1788, 1265 и 1354 обсудили вопросы обучения школьников основам робототехники, электроники и программирования, а также проблему нехватки квалифицированных преподавателей допобразования, разбирающихся в новейших технологиях, современном оборудовании, умеющих заинтересовать детей. Эксперты рассказали о новых уникальных программах для учителей: магистратура МГПУ по физике, первый в России «Педагогический STEM-Парк», открытый на базе Института математики, информатики и естественных наук МГПУ. STEM это новая междисциплинарная образовательная технология, основанная на модульной системе обучения и проектной деятельности студентов и уже в этом году через «Педагогический STEM-Парк» пройдёт более тысячи будущих и действующих учителей России и ближнего зарубежья.

Подготовку будущих инженеров и программистов начинать надо со школьной скамьи. Это понимает государство и бизнес, вкладываясь в обучающие программы для школьников и преподавателей. Четвёртая промышленная революция, опирающаяся на такие технологии, как большие данные (big data), интернет вещей, 3D-печать, дополненная реальность, совершается уже сейчас. «Программирование в наши дни это второй английский, новый язык общения», - считает участник круглого стола, основатель компании «Алгоритмика» Андрей Лобанов.

Так, школа №1788 реализует проект «Физика по-новому», идея создания такой альтернативы традиционным урокам физики принадлежит главе столичного Департамента образования Исааку Калине. В рамках проекта ученики 7-8-ых классов проводят эксперименты по физике, самостоятельно делают научные открытия, и неважно, что они уже известны человечеству. «Новый образовательный проект стартовал полгода назад, - сказала методист инженерного направления школы 1788 Ирина Петрова, - для чего мы разработали систему модулей, включающую теорию и практику. Каждую субботу в школе 1788 собирается порядка трехсот школьников из 12 образовательных учреждений. Сначала проходит лекция учёного, затем все делятся на группы и самостоятельно в лаборатории ставят опыты, благодаря чему ребята начинают ощущать себя первооткрывателями, у них пробуждает интерес к предмету, они учатся работать в команде. Школьникам помогают наставники - студенты МГПУ». В этом учебном году проект реализуется как дополнительный курс школьной программы. В следующем в планах разработка модулей для 10-11-ых классов.

В школе №1265 большое внимание уделяют 3D-моделированию. Буквально на днях здесь закончились соревнования в компетенции «Автомоделизм», созданной по методике Junior Skills. Специалисты школ 1265, 1354 и 1788 обучили команды из 4 регионов России, участвовавших в конкурсе, создали полный цикл производства: разработку модели, 3D-печать, презентацию, испытания. Суть новой дисциплины, по словам заместителя директора школы №1265 Эллы Алибековой, в том, чтобы «дети смогли примерить на себя роль настоящих конструкторов».

В школе №1354 в новом учебном году откроются инженерные классы, а робототехника уже включена в учебную программу 9-10-ых классов как часть уроков технологии. «На школьных занятиях дети получают теорию. В рамках допобразования мы участвуем в соревнованиях, - рассказал учитель школы 1354 Андрей Журавлёв. – На международном турнире FIRST Tech Challenge (FTC) наша команда заняла II место по России». В прошлом году шестиклассник, ученик Журавлева, победил во всероссийском конкурсе Junior Skills в компетенции «Интернет вещей». «Нужно поднимать инженерную культуру, переходить на наукоёмкую экономику, - уверен Журавлев. - Подготовка конструкторов и программистов будущего зависит от педагогов. Учитель должен не только давать знания, но и создавать рабочую, непринуждённую атмосферу, получать удовольствие от учебного процесса, быть тьютором, а не ментором. Я с детьми общаюсь на равных, играю с ними в компьютерные игры, а традиционная система оценок нужна как мотивирующий фактор».

Участники круглого стола сошлись в едином мнении, что современный педагог должен быть не авторитарным лидером, а помощником, готовым к совместной исследовательской работе, а главная задача педагогов – научить детей самостоятельно добывать знания.