Жизнь в Москве

Еще...

Интеллектуальная транспортная система

Московские пробки уже стали притчей во языцех. Их главная причина – несоответствие пропускной способности улично-дорожной сети реальному количеству машин. Во всех мегаполисах мира для решения этой проблемы давно используются высокие технологии: умные дорожные знаки, метеостанции, сложные математические модели, которые могут проанализировать огромное количество данных о передвижениях горожан.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Москва также решила пойти по этому пути. Комплексное решение транспортной проблемы обеспечивается в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением правительства Москвы от 02.09.2011 года.

Что входит в ИТС

Одним из этапов этого процесса стало создание Интеллектуальной транспортной системы (далее ИТС) столицы. Ее эскизно-технический проект был разработан в 2011 году, а к концу 2016 система заработала в полном объеме.

Главное предназначение ИТС – эффективное управление транспортными потоками, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращение пробок, уменьшение задержек в движении транспорта, повышение безопасности дорожного движения, информирование участников движения об оптимальных маршрутах движения и обеспечение бесперебойного движения наземного городского пассажирского транспорта.

В ИТС есть несколько составляющих: это то оборудование, которое устанавливается по городу (светофоры, камеры наблюдения, умные знаки, информационное табло и даже мобильные метеостанции), и многоуровневая система управления этими объектами.

4 основных уровня ИТС:

  1. Периферийное оборудование: светофоры, информационные табло, умные знаки, городские парковки и так далее.
  2. Особая программа,  управляющая каждой из этих подсистем.
  3. Шина, к которой подключены все особые программы. Шина, в свою очередь, подключена к следующему уровню программного обеспечения, которое получает данные с метеостанции, анализирует, отправляет данные в другую точку: изменить знак, увеличить цикл работы светофора.
  4. Общее программное обеспечение, которым управляют диспетчеры. Они получают данные о том, что что-то где-то произошло (авария, затор), и действуют по чёткой инструкции.

Светофоры

Светофоры трудно причислить к новым технологиям. Но за последнее время серьёзно изменилась система управления. Каждым светофором управляют контроллеры, в которых заложен цикл работы — сколько секунд будет гореть каждый свет. Эти контроллеры можно объединить в цепь и координировать работу светофоров в рамках целого шоссе, например создавать «зелёную волну», когда машина, которая едет с определённой скоростью, будет всё время попадать на зелёный свет.
 
Также можно настроить согласованную работу светофоров в рамках целого района. Если установить детекторы, которые будут передавать информацию о том, где машины скапливаются, с какой интенсивностью едут, то можно автоматически управлять перекрёстками.

ИТС в цифрах

Сегодня в составе столичной ИТС функционирует:

Основным результатом введения ИТС можно назвать тот факт, что, несмотря на более чем 10 кратное превышение числа машин над пропускной способностью, город не только не «встал», но и потихоньку «поехал». Впервые с 1990-х годов удалось переломить тенденцию постоянного ухудшения дорожно-транспортной ситуации в Москве.

Дальнейшее развитие ИТС

Важнейшим направлением функционального развития ИТС остается информирование участников дорожного движения. От того, насколько человек будет осознанно участвовать в дорожном движении зависит обстановка на дороге: и в плане безопасности, и в плане времени поездки, и в плане экологии. И цель ИТС – именно создание условий для разумного выбора вариантов действий и принятия решений в пути. Поэтому  применение Интернет и ГЛОНАСС технологий будет расширяться, чтобы водители могли выбирать альтернативные маршруты движения.

Необходимо доводить до водителей информацию о наличии свободных мест на парковках. Также опыт других стран говорит о пользе информации о погодных условиях, о загрязнении воздуха, об изменениях в организации движения.

В идеале водителя надо начинать информировать до того, как выйдет из дома – чтобы он имел возможность выбрать общественный транспорт в качестве альтернативы автомобильной поездке.

Еще одно направление развития ИТС - усиление приоритета общественному транспорту. Это должно стать ещё одним стимулом к тому, чтобы горожане активнее им пользовались. Уже известно, как эта система будет работать для трамваев. Метров за 150 до перекрёстка в рельсы и на контактную сеть сверху устанавливаются специальные детекторы. Когда трамвай проезжает эти детекторы, для него загорается зелёный свет, как бы ни работал перекрёсток.

С автобусами несколько сложнее. Сейчас рассматривается несколько способов реализации их приоритета. Во-первых, его можно обеспечить с помощью систем GPS- ГЛОНАСС, которая позволит их отслеживать и переключать под них светофоры. Во-вторых, существует способ видеодетектирования номеров. На светофорах можно установить камеры, которые будут считывать номера машин и определять автобусы. В-третьих, есть идея ставить на автобусы feed-метки — например, пассивные: на светофоре ставится антенна, автобус проезжает — срабатывает система. Или активные метки, которая сама посылает сигнал на считыватель. 

10390

Похожие статьи