Жизнь в Москве

Еще...

Что ждать от «Скорой помощи», и что делать, если вызов не принимают?

Иногда со столь экстренно нужной службой возникают проблемы. Чтобы их не было, надо знать права и обязанности, как службы скорой помощи, так и ваши, как пациента.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Для начала разберемся в понятиях.

Есть «Скорая помощь». Она выезжает только туда, где есть угроза жизни. Например, инсульты, инфаркты, сильная боль в животе (подозрение на аппендицит), переломы, острое отравление, сильная аллергическая реакция, не купируемый приступ удушья и т.п. У «скорой» — свои подстанции в районах города, чтобы доезжать до точки как можно быстрее. Звонок по телефону «03».

Есть «неотложка». Выезжает в том случае, когда нет опасности для жизни, а на лицо, допустим, обострение хронических заболеваний. Например, головокружение и слабость, повышенная температура при ОРВИ, повышенное или пониженное давление, грипп, боль в спине, мигрень и т.п. Эта служба — при районной поликлинике. Звонить можно по «03» — ваш вызов направят в неотложку, либо сразу набирайте номер отделений круглосуточной неотложной помощи.

Права и обязанности «Скорой»

Диспетчер обязан принять вызов, и отправить к пациенту бригаду скорой. Отказ неправомерен, ведь в случае гибели больного, он может расцениваться как уголовное преступление — «отказ в оказании медицинской помощи» (ст. 124 УК РФ), «оставление в опасности» (ст. 125 УК РФ).

Если вам отказали, попробуйте еще раз набрать 03 и пообщаться с другим диспетчером. Отказывают все, ссылаясь на возраст, на состояние, не требующее помощи, звоните главному врачу станции или дежурному администратору. Можно также позвонить в «02», полиция свяжется с диспетчером и напомнит о возможной ответственности вплоть до уголовной. Можно написать и жалобу, в которой надо указать время, дату обращения, ФИО больного и адрес выезда. Запоминайте так же номер диспетчера, который он произносит в начале разговора. И помните, что разговоры записываются, это тоже может пригодиться в случае разбирательств.

Согласно ст. 18 Порядка оказания скорой медицинской помощи, подстанции СМП организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности. То есть и приезжать помощь должна максимум в течение 20 минут после поступления вызова. Правда, нормативы времени зависят от региона, населенности и т.д. Но на российских дорогах еще и проблемы есть — пробки. Так что если бригады нет больше 30 минут, еще раз наберите «03» и уточните, где машина. Если окажется, что машину не выслали, посчитав случай неопасным, напомните о наказании.

Статья 3 3. Порядка оказания скорой медицинской помощи говорит о том, что «Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно». То есть неважно, есть ли у человека полис, имеет ли он гражданство России. Если с вас требуют деньги за лекарство, доставку в лучшую больницу, да и просто за осмотр, намекая, что у вас нет полиса (гражданства, постоянной регистрации) — звоните в присутствии докторов главврачу Станции или дежурному врачу (см. телефоны ниже).

Права и обязанности пациента

Загружать линию «03», если у вас только-только поднялась температура до 38 градусов, и нет никаких других страшных симптомов, не стоит. Бригада приедет, померяет температуру, даст обычный жаропонижающий препарат и сообщит о вас в поликлинику. А в этом время у кого-то, возможно, идет борьба за жизнь, но нет свободных бригад. Так что вам лучше вызвать неотложку, которая должна приехать в течение часа. Если у вас или у близкого человека, для которого вы вызываете бригаду, не очень сложная травма (не открытый перелом, нет быстрой потери крови, нет болевого шока и т.п.), обратитесь в травмпункт по месту жительства, не надо превращать «скорую» помощь в такси. Если у вас есть возможность доехать до ближайшей больницы самостоятельно, сделайте это, в любом стационаре могут оказать первую помощь, а при необходимости еще и госпитализировать.

А можно просто проконсультироваться у доктора, для этого есть телефон Врачебно-консультативного пульта. Там вам дадут необходимые советы, подскажут, как облегчить состояние больного и есть ли смысл вызывать «Скорую помощь». Консультация бесплатна (см. телефоны ниже).

Быстро и четко сообщайте информацию, которая может понадобиться диспетчеру для принятия решения и отправки к вам бригады. Ответы на эти вопросы помогут выбрать правильную бригаду в зависимости от симптомов (кардиологическую, педиатрическую, психиатрическую, гинекологическую, неврологическую и т. д.), быстро доехать машине до места.

Иногда лучше перестраховаться, съездить в стационар и сдать анализы, чтобы выяснить причину и искоренить ее. Хотя, вы имеете полное право от госпитализации отказаться. Вам постараются объяснить, почему вас хотят отвести в больницу, насколько опасно заболевание. При отказе вы должны расписаться в карте вызова об отказе от госпитализации. Далее возможны следующие варианты: или «скорая» оставляет за вами наблюдение и через три часа к вам вновь приедет бригада, либо о вас сообщат в поликлинику, обслуживающую дом, и к вам придет участковый врач.

Если качество работы сотрудников «Скорой помощи» вас не устроило, для начала стоит позвонить главному врачу или дежурному администратору Станции. Если дело не решается, можно написать письменную жалобу и отнести ее в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Обязательно спрашивайте фамилии и имена тех, кто вам не угодил. Если из-за возникших проблем наступили тяжкие последствия для здоровья, сообщите об этом своему адвокату (если он у вас есть), в прокуратуру по месту нахождения станции «Скорой помощи» или по месту совершения правонарушения с заявлением о возбуждении уголовного дела. 

Важные телефоны

Московская Станция скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы им. А.С. Пучкова

тел. (495) 632-96-70

тел. (495) 628-00-03

тел. (495) 632-96-80

в течение суток — тел. (499) 445-57-66; за прошедшие сутки и более  тел. (499) 445-01-02, (499) 445-02-13

тел. (495) 681-00-60

тел. (495) 625-31-01

тел. (495) 699-61-28

тел. (495) 237-19-71

тел. (495) 952-75-64

тел. (499) 148-55-22

«Горячие линии» Дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения города Москвы по округам

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 959-38-86

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 946-11-09

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 610-31-04

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 368-02-11

Дежурный (круглосуточно): тел. (499) 177-22-00

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 318-00-11

Дежурный (круглосуточно): тел. (499) 124-45-47

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 435-03-97

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 491-87-74

Дежурный (круглосуточно): тел. (499) 735-54-49, тел./факс (499) 734-11-91

(499) 251-89-00

36494

Документы

Организации

  • Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения ЦАО г.Москвы
  • Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения САО г.Москвы
  • Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения СВАО г.Москвы
  • Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения ВАО г.Москвы
  • Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения ЮВАО г.Москвы

Горячие линии

Справочные услуги

Похожие статьи