Конечно, бывают случаи, когда авиакомпанию нельзя обвинять в задержке - например, при нелетной погоде. Но на самом деле чаще всего пассажиры страдают по вине авиаперевозчика или служб аэропорта. В этой связи необходимо четко помнить, на предоставление каких услуг и компенсаций вы имеете право.

Конечно, бывают случаи, когда авиакомпанию нельзя обвинять в задержке, - при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, несоответствующие требованиям погодные условия и т.п.) Но на самом деле чаще всего пассажиры страдают по вине авиаперевозчика или служб аэропорта. В этой связи необходимо четко помнить то, на предоставление каких услуг и компенсаций Вы имеете право.

Некоторые компании ввели в рамках общего законодательства свои правила. Например, это может касаться периода времени задержки, после которого предоставляют горячую еду и т.д. Однако эти нормы могут быть изменены только в лучшую сторону. В целом порядок действия авиакомпаний по отношению к пассажирам в случае задержки или отмены рейса прописан в Федеральных авиационных правилах (новый вариант вступил в силу с октября 2007 года) и Воздушным кодексом РФ.

Авиакомпания обязана отправить пассажира согласно условиям, оговоренным в его билете, очередным рейсом, если самолет приземлился в другом аэропорту или же вернулся в пункт отправления, если была невозможна пересадка из-за опоздания судна или отмены рейса, если авиарейс отменен или задерживается.

В случае если начались проблемы с вылетом, стоит обратить особое внимание на время:

  • по истечении 2 часов Вы можете сделать два звонка или же отправить два сообщения по электронной почте, также пассажиров должны обеспечить бесплатными прохладительными напитками;
  • через 4 часа вы имеете право на бесплатное горячее питание (далее – каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью).
  • после 8 часов ожидания днем или же 6 ночью Вас обязаны разместить в гостинице на безвозмездной основе (при этом багаж остается в аэропорту под присмотром). Доставка от аэропорта и обратно также должна быть обеспечена.

Увы, далеко не всегда эти требования выполняются. Для получения более полной компенсации необходимо сохранить все чеки и квитанции, связанные с расходами, которые Вы понесли в связи с задержкой (отменой) рейса: питание, лекарственные препараты, транспорт, телефонные переговоры и т.д.

Кроме того, из-за опоздания вылета может быть сорвана важная деловая встреча, пропала уже оплаченная экскурсия и т.п. Не забывайте подобрать соответствующую документацию для подтверждения такого рода потерь.

Если Вы не отказались от полета, то в соответствии со статьей 120 Воздушного Кодекса Российской Федерации имеете право на получение компенсации с авиакомпании. Размер штрафа составляет 25% от установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки доставки пассажира в пункт назначения. Но общая сумма штрафа не должна превышать 50% от стоимости билета на авиарейс.

Но для взыскания штрафа с авиаперевозчика Вам необходимо соблюсти ряд обязательных требований. Необходимо получить от администрации аэропорта справку о причине задержки рейса, а сотрудники авиаперевозчика обязаны проставить в ваш билет штамп с фактическим временем вылета. Возврат сумм производится при предъявлении неиспользованного документа (авиабилета), квитанции или (и) ордера разных сборов, документов по оплате сверхнормативного багажа, и т.д.