ВЕДУЩАЯ: Марат Шакирзянович, здравствуйте, спасибо вам огромное, что согласились встретиться
ХУСНУЛЛИН: Здравствуйте.
ВЕДУЩАЯ: Ну, что же, у нас 10 сентября состоялось грандиозное для столицы событие – запуск Московского центрального кольца. В итоге у нас заработали 26 платформ для пассажиров. Но известно, что пока это только первый этап. Что будет дальше, что ожидает москвичей и гостей столицы? Вообще, на сколько этапов рассчитано все строительство и реализация этого проекта?
ХУСНУЛЛИН: Вообще на самом деле у нас этапов будет достаточно много. Вот первый этап – это непосредственно транспортная инфраструктура, когда мы запустили всю транспортную инфраструктуру железнодорожную, запустили 31 остановочную платформу. Значит, и запустили 26 транспортно-пересадочных узлов. Вот это первый этап. Второй этап - мы взяли примерно месяц на то, чтобы запустить еще 4, у нас 3 или 4, но 3 точно, а, возможно, 4 будет запущено ТПУ. Это во втором этапе. Второй этап у нас вообще до конца года. Когда мы запускаем оставшиеся 5 ТПУ и заканчиваем благоустройство. Потому что, кроме строительства основного, у нас же и колоссальный объем еще и благоустройства вокруг, колоссальный объем подъездных дорог. Мы 5 строим больших подъездных дорого к ТПУ, чтобы могли подъезжать автобусы, чтобы могли появляться, чтобы могли появиться парковочные площадки, чтобы могли появиться недвижимость, которая обслуживает ТПУ. Вот это второй этап. Мы его запускаем до конца года полноценно. Значит, дальше мы сейчас продолжаем с коллегами с РЖД работать по поводу связи, радиальных направлений железной дороги с МЦК. И у нас сейчас где-то идет уже проектирование, где-то идет стройка. Например, на, например, сегодня на Андроновке, такая станция, да, у нас будет пересечение с казанским направлением железной дороги Фрезер. Вот уже к концу года появится уже связка платформы с МЦК. Сейчас этой связки нет. Сейчас она только в наземном исполнении через пути. А к концу года уже она будет. Вот. И мы уже до 18-го года включительно, да, планируем еще несколько направлений радиальных железных дорог увязать вместе с существующим МЦК и с рядом станций метрополитена. Например, у нас станция Окружная, мы в следующем году запускаем первый выход, в 18-м году запускаем второй выход. И дальше увязка, соответственно, платформа окружная с метро, с радиальным направлением железной дороги и с МЦК, она будет полностью сделана в 18-м году. Это можно назвать как бы третий этап. Четвертый этап – это строительство различной недвижимости вокруг ТПУ. У нас вообще задача максимально ближе стянуть объемы строительства недвижимости к ТПУ. Для чего? Для того, чтобы у людей было максимально короткое как бы плечо доступа к, плечо я говорю такое условным словом, значит, сленговым, чтобы была возможность у людей максимально быстро дойти до транспортно-пересадочного узла, чтобы жить, работать, отдыхать в пешей доступности.
ВЕДУЩАЯ: Но это все-таки недвижимость какого рода?
ХУСНУЛЛИН: Это все будет. Это будут и рабочие места, это и офисы, это и торговля, это и жилье. То есть мы сейчас смотрим градостроительное развитие территории вокруг. И вот это градостроительное развитие, оно тоже состоит из двух этапов. В первом этапе построится недвижимость, которая непосредственно вокруг. Следующим этапом будет развитие в полуторакилометровой зоне. То есть мы же, в полуторакилометровой зоне вокруг МЦК мы сейчас делаем проекты планировок развития прилегающих промышленных зон. То есть что-то останется, как промышленное предприятие, что-то будет переделано под офисы, что-то будет переделано под парки, под благоустройство. То есть это такая работа, которая будет уж, там, ее можно пятый и последующий этапы назвать, это уже после 20-25-го года. То есть это уже развитие с генеральным планом Москвы. Вообще я хочу сказать, что эффект ведь МЦК, кроме транспорта он имеет колоссальное значение, как градостроительный эффект. Потому что 10% территории города в старых границах Москвы тяготеют к МЦК. А что такое 10%? Если взять, что у нас порядка 30% находятся зеленые насаждения, то это процент получается вот экономически используемой территории почти 20%. То есть поменяется все. Поменяются дороги, движения маршрутов общественного транспорта, благоустройства, парки, зоны отдыха, зоны работы. То есть это повлияет на развитие города в целом. Вообще это мега проект не только для Москвы и для страны крупнейший, это в мире один из самых крупнейших проектов именно транспортно-градостроительных.
ВЕДУЩАЯ: Но вот москвичам интересно, если мы говорим, например, отдельно о каждой станции, о каждой платформе. Прилегающая территория будет развиваться, скажем так, в индивидуальном порядке, либо все должно выглядеть примерно равномерно, то есть торговые, некий торговый пояс, небольшой парк, что-то еще?
ХУСНУЛЛИН: Нет. Будет индивидуально рассматриваться каждый ТПУ, потому что надо понимать, что МЦК прошло уже в сложившейся городской застройке. У нас уже, ну, где-то есть торговля, где-то есть рабочие места, где-то есть жилье. Поэтому мы сейчас в планах развития города, в генеральном плане, а я хочу напомнить, что мы до сентября 17-го года должны утвердить новые правила землепользования и застройки, в которых учесть все наши ближайшие планы, скажем, на ближайших там 10 лет. А вообще-то план генеральный делается на 20 лет. Поэтому мы должны все это учесть и уже соответственно индивидуально к каждому ТПУ будут смотреть, где что будет делаться.
ВЕДУЩАЯ: Ну, вот в рамках разговора про московское центральное кольцо, мне кажется, отдельно стоит остановиться как раз на транспортно-пересадочных узлах. У них какая цель и, соответственно, сколько на сегодняшний день транспортно-пересадочных узлов находится в стадии активного строительства?
ХУСНУЛЛИН: У нас на сегодняшний день каждая платформа, 31 остановочная платформа, - это является транспортно-пересадочным узлом. Где-то это простейший узел, где условно, скажем, подходит один вид автобуса, да, и наземные, пешеходы, и пешая доступность. А где-то это мощнейшие такие транспортно-пересадочные узлы, такие, например, как Нижегородская, да. Это сегодня ведь платформа МЦК – это станции метрополитена су, строящиеся. Это радиальное направление железной дороги и это автомобильные дороги. Это такой крупнейший узел. Там будет более ста тысяч пассажиров в час проходить. Конечно, в этом месте будет кардинально по-другому все перестроено. То есть там будут сети по-другому перестроены, там будет другая недвижимость, в основном будет офисная недвижимость, гостиница запланирована. То есть у нас примерно из 31 ТПУ примерно 5 имеют очень крупное развитие, 10 имеют среднее развитие. Ну, а есть такие, которые развития практически не имеют, ну, например, как станция Белокаменная. То есть станция Белокаменная, она исключительно как станция для места отдыха. Поэтому от самых маленьких до крупных проектов сегодня подразумевают развитие всего МЦК, как ТПУ. А ТПУ вообще нужны для того, чтобы сократить время в пути людей, чтобы люди максимально быстро могли добираться до транспорта, чтобы люди жили, работали, отдыхали в пределах пешей доступности. Вообще весь мир к этому стремится. Вообще считается, что, если 50% населения может пешком добраться до работы и до дома, то это считается удачное градостроительное решение. Вот мы надеемся, что вокруг сегодня развития этой инфраструктуры сподвигнет инвесторы, сподвигнет город к развитию недвижимости вокруг. Чтобы как можно меньше люди ездили на общественном транспорте, без, чтобы люди ездили без пересадок. И, соответственно, когда люди будут меньше пересаживаться, меньше будет трафик.
ВЕДУЩАЯ: Тогда и возникает следующий вопрос. Насколько у нас инвесторы заинтересованы в этих удачных для города и москвичей градостроительных решениях? Потому что некоторые ТПУ уже на сегодняшний день за счет инвесторов строятся, другие только выставлены на торги. Опять-таки, учитывая экономическую ситуацию, инвесторы готовы на это, либо нет?
ХУСНУЛЛИН: Вы знаете, инвесторы готовы. Интерес очень большой. Мы первых пробных 4 ТПУ продали на конкурсе. Причем, могу сказать, что ТПУ Ботанический сад, например, - это прекрасный проект, сделанный с известным архитектурным бюро Никисикей. Я был, кстати, в Японии, специально съездил посмотреть, где какие они построили ТПУ. И я восхищен тем, что они там сделаны. Это компания в, в Японии номер один, и входит в пятерку крупнейших в мире архитектурных бюро. И, конечно, они сейчас вот на Ботаническом саде сделали прекрасный проект. То есть это будет хороший проект рядом с парком, с удобными связями. И места работы, и места проживания, хорошая транспортная доступность. С учетом строительства и северо-восточной хорды. То есть в принципе это очень хороший проект. И я хочу сказать, что эти проекты еще дают большой доход в бюджет города. Вот 4 ТПУ, когда будут полностью реализованы, порядка 10 миллиардов доходов поступит в город. А на 10 миллиардов можно построить, ну, на 10 миллиардов можно построить сегодня 20 школи садиков. То есть это огромные деньги, которые дают, поступают в бюджет города. И потом новая недвижимость, которая построится, …дастся, рабочие места будут создаваться. Будут платить налоги на недвижимость. То есть для города это очень выгодно. И мы в ближайшие, до конца года, я думаю, что еще от 10 до 20 ТПУ по мере готовности градостроительной документации будем выставлять тоже на конкурсы. Инвесторы очень ждут, как российские, так и иностранцы, уже сегодня задают вопросы, уже интересуются.
ВЕДУЩАЯ: Марат Шакирзянович, спасибо вам огромное, что нашли время.
ХУСНУЛЛИН: Спасибо.


Источник: https://stroi.mos.ru/shorthand-reports/intierv-iu-marata-khusnullina-tieliekanalu-moskva-24-o-razvitii-mtsk?from=cl