Один из самых резонансных законов о хранении персональных данных россиян вступил в силу с 1 сентября. Теперь любая российская и зарубежная компания, которая ориентирована на работу с российскими потребителями, должна обеспечивать систематизацию, запись, накопление, хранение, а также уточнение персональных данных граждан с использованием баз данных, которые находятся на территории России.

Что нового в законе "О персональных данных"

1 сентября вступили в силу поправки к закону "О персональных данных". В обновленном законе пересмотрено само понятие персональных данных. Теперь это не только ФИО, адрес и год рождения, а также другая информация, которая относится к определяемому ею физическому лицу.

"Персональные данные - это набор информации, позволяющий безошибочно идентифицировать вас как личность. Либо, если ваша личность уже определена, безошибочно отнести требуемые данные именно к вам. Например, фотография, ФИО, номер телефона и адрес электронной почты позволяют идентифицировать человека достаточно точно. А фотография и имя «Оля» персональными данными считаться не могут, как и отдельно взятый адрес электронной почты или номер телефона. Речь идет именно о совокупности данных", - рассказал глава Роскомнадзора Александр Жаров.

Любая российская или зарубежная компания, ориентированная на работу с российскими пользователями, должна обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

За соблюдением всех норм будет следить Роскомнадзор. Ему дано право блокировать сайты компаний, которые включены в этот реестр. Решение о включении компании в реестр принимается судом. Также суд может оштрафовать организацию-нарушителя до 300 тысяч рублей.

Инспектор Роскомнадзора в ходе плановых проверок запросит у компании договор с российским дата-центром или документы, подтверждающие наличие собственного дата-центра на территории страны. Возможны и внеплановые проверки, если поступят многочисленные жалобы.

По действующему закону каждый пользователь может подать жалобу в Роскомнадзор о нарушении его прав на защиту персональных данных. С 1 сентября 2015 года к жалобам можно будет добавлять заявления о блокировке ресурса, нарушившего права пользователя.

Новые правила для зарубежных компаний

Что такое персональные данные и почему их надо хранить на родине? Готовы ли компании к таким изменениям? Глава Роскомнадзора Александр Жаров ответил на эти и другие вопросы.

По новым правилам Facebook, Twitter, Booking.com, eВay и другие зарубежные компании, которые так или иначе используют личную информацию российских граждан, обязаны хранить ее в России. Выносить эту информацию за границу разрешено лишь на время.

По данным РАЭК, компании готовы работать по новому закону. Персонально подтвердили готовность Samsung, Lenovо, AliExpress, Booking.com, PayPal, ЕВay, Uber, Citibank. Прошли переговоры с Twitter и Facebook, они готовы, но с оговорками.

В ряде случаев закон разрешает обработку персональных данных на территории других государств: в целях исполнения правосудия, полномочий органов госвласти и местного самоуправления, а также для достижения целей, предусмотренных международным договором.

Закон не будет распространяться на...

Закон не запрещает трансграничную передачу данных. Она и прежде осуществлялась с согласия гражданина. Закон не будет распространяться на выдачу виз, продажу авиабилетов, бронирование гостиничных номеров или аренду автомобилей за границей.

Однако трансграничная передача возможна только с серверов, расположенных в России. То есть, данные граждан будут храниться в России, но при необходимости, их передадут за границу, например, для бронирования номера, а после отдыха данные удалят.

"Если данные хранятся за границей постоянно, их использование невозможно проконтролировать. Если же данные отправляются за границу на время, со строго определенной целью, такие манипуляции крайне затруднительны и легко выявляются", - пояснил Жаров в беседе с «Лента.ру».

Несмотря на опасения пользователей, что они могут лишиться ряда привычных ресурсов (при работе с зарубежными интернет-магазинами или социальными сетями) после вступления закона в силу, власти заверили, что на них новый закон никак не отразится.