11 февраля в 19:00 в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) откроется выставка МИСТИФИКАТОРЫ в рамках совместного проекта ГЦСИ и галереи Гари Татинцяна.

Укоренившееся в европейских языках греко-латинское слово «mystification» означало посвящение в таинство. Со временем оно обрело другое значение – обман, приписывание какому-либо предмету сверхъестественных свойств, намеренное введение в заблуждение.

Мистификация как творческий прием, известный в разные периоды истории искусства, в ХХ-XXI веках становится одной из доминирующих художественных практик. Выставка «Мистификаторы» в ГЦСИ построена на сопоставлении произведений художников разных поколений, характеризующихся тенденциями трансформации реальности, «подмены» заимствованных реалий модифицированными подобиями или производством моделей несуществующего реального.

Демонстрируя мистифицированную реальность современного мира, они продолжают эту линию наследия ведущих течений ХХ века – дадаизма, сюрреализма, концептуализма, симуляционизма в художественных практиках XXI столетия. Выставка поднимает тему «мистификаций» на примере работ таких известных художников, как Барбара Крюгер и Дэмиен Херст, Тони Мателли и Вим Дельвуа, Джордж Кондо, Пол Маккарти и Тони Оурслер, Ясумаса Моримура и Кейичи Танаами, Питер Соул, Билл, Виола, Эрвин Вурм и Джоэл-Питер Уиткин.

Произведения художников, представленных в проекте, посредством различных художественных приемов и творческих стратегий погружают зрителя в ирреальное пространство фантастических иллюзий, прекрасных или ужасных сновидений, вымышленных миров и потусторонних «цивилизаций». Так например, Барбара Крюгер работает с образами масс-медиа в технике монтажа, соединяя заимствованные из различных источников фотографии с провокативными текстами. В работе «Стыдись этого, осуждай это» она создает напряженный, близкий к коллажам сюрреалистов и художников круга дада абсурдистский образ, восходящий по своей эстетике к работам русских конструктивистов. Вим Дельвуа в работах «Перекошенный грузовик...» создает деформированные машины из архитектурных элементов средневековых готических соборов. При этом корпуса автомобилей, выполненные из ажурной полированной нержавеющей стали, искажены, как при взгляде через оптическое стекло, или как отражение в кривом зеркале. Таким образом, создается иллюзия прекрасного, но деформированного мира грез и зазеркалья.

С 26 декабря 2015 по 1 марта 2016 года галерея Гари Татинцяна демонстрирует первую часть проекта «Мистификаторы» - «Mutated Reality» (Мутированная реальность). В экспозиции представлены работы Фрэнсиса Бэкона и Кэрролл Данэм, Чака Клоуза и Питера Соула, Джордж Кондо, KAWS и Малкольма Морли, инсталляции Майка Келли и Тони Мателли.Парадоксальные объекты Пола Маккарти в работе «Кухонный набор» включаются в новую систему нелинейной гармонии, создавая безумный ряд ситуаций со случайными предметами. Автор сознательно разрушает все наши представления о существовании естественных причинно-следственных взаимоотношений в нашей материальной цивилизации. В диптихе Дэмиена Хёрста «Клаустрофобия/Агорафобия» представлены металлические шкафы, наполненные рядами висящих противогазов. Издалека они производят впечатление коллекции гигантских жуков, а при приближении возникает ощущение тревоги, вызванное предчувствием опасности заражения воздуха. Автор мистифицирует реальность, манипулируя противоречивой природой человеческих фобий. И так далее. Выставка «Мистификаторы» создана в сотрудничестве с галереей Гари Татинцяна.