С 22 сентября по 26 октября 2016 в залах МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели пройдёт выставочный проект «Александра Коновалова. Возвращение».

Зрителям будут представлены около 40 работ 1900-1910гг. уникального художника Серебряного века Александры Коноваловой из собрания галереи «Веллум». Также в рамках проекта будет показываться фильм-фабула «Берег лучших миров», рассказывающий о творчестве и судьбе Александры Коноваловой, в котором авторам удалось очень искренне передать лиричность, утонченность творческой натуры героини, и в то же время представить абсолютно документальную историю жизни конкретного человека в рамках определённого исторического периода и в окружении его произведений.

Нам отлично известны многие имена эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель и Александр Бенуа, Вячеслав Иванов и Анна Ахматова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, однако создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем их современники, именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.

Она родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, четырнадцатилетней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.

«В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель… Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна», – считает искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум». Врубель – не единственный гений, оставивший отголосок в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Виктора Борисова-Мусатова. Частые персонажи её полотен – скучающие дамы в кринолинах, – излюбленные героини многих молодых творцов тогдашней эпохи. Поэты и художники с упоением использовали повествовательный, литературный мотив в своих произведениях, черпая вдохновение в эпосе или Евангельском сюжете. Акварели Коноваловой – целиком порождение и лицо русского символизма.

На выставке будут представлены художественные произведения Коноваловой, написанные, в основном, на рубеже 1900–1910-х гг. Любовь Агафонова так говорит о работах этого времени: «Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»). К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»)».

Завершают ретроспективу акварели, которые Александра Сергеевна создавала, живя на Чукотке в 1930-е годы. Художница и здесь продолжает своё мифотворчество, возвращаясь к излюбленным мотивам начала века. Изображая танец шаманов(«Обрядовый танец»), она заворожена не только красками Чукотской земли, но и людьми, живущими в ирреальном, таинственном мире. Земли, где и камень, и ездовая собака равно наделены мистической силой, и влияют на судьбу сегодняшнего дня и проистеканию жизни Вселенной в одинаковой степени. Этот живой мир-сон созвучен мироощущению Александры Коноваловой, и так ею любим и близок.

Обстоятельства жизни Александры Коноваловой до сих пор не до конца изучены. Из творческого наследия мастера до нас дошли только акварели, – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры. Выставочный проект «Александра Коновалова. Возвращение» и фильм «Берег лучших миров», – это часть огромной исследовательской работы, которую проводит галерея «Веллум», открывая многие, ныне забытые имена художников первой половины 20 века.