Кинобьеннале в Венеции.

«Странным образом тоска пандемии, затворничество, как кажется, приводят к художественному взрыву», – сказал руководитель фестиваля Альберто Барбера и процитировал слова из песни Боба Дилана (тот, в свою очередь, тоже цитировал классика): «Кто плелся в хвосте, окажется на волне; назавтра сегодня порастет быльем – такова смута перемен времен …».

Жюри возглавлял корейский режиссер Пон Чжун Хо, снявший «Паразитов», обладатель Каннской Золотой пальмовой ветви и «Оскара». Сам он умеет делать анекдотические химеры из социальных драм – из конкурсной свистопляски жюри что-то такое и вылавливало.

«Золотой Лев» за лучший фильм – французская картина «Происшествие» (Одри Диван). Как мы уже писали - психологическая новелла, события которой происходят в 1963-м году: студентка колледжа, готовая к академической карьере, оказывается беременной и, соответственно, перед государственной стеной запрета на аборты. Стиль флегматично-репортажный. Психологические нюансы, точные мизансцены. Как бы предсказуемо. Но тут все не просто. Ибо редкая французская газета в августе-сентябре текущего года обходится без отсылов к философу Фуко и его «Клинике». Там Фуко подробно описал, как государство - так или иначе, скрыто или явно – намеревается распоряжаться телами своих граждан, здоровыми и больными. Известная цитата (приблизительно): чем мягче оно, государство, тем незаметнее это делает. Обязательная вакцинация и сокращение общественных прав не желающих вакцинироваться – немыслимое (до недавнего времени) наступление на свободу. Свободу вообще и свободу тела. При всех плюсах и минусах. «Происшествие» в этом контексте оказывается, прямо скажем, злободневным.

Гран-При фестиваля совсем предсказуемо – «Рука Бога» Паоло Соррентино. Сорретино традиционно делает копирует Феллини, и снова за этой получает награду. Фильм серьезный, фрескообразный.

«Серебряный Лев» за лучшую режиссуру – Джейн Кэмпион - «Собачья власть». Вестерн с сексуальной подоплекой и Бенедиктом Кимбербэтчем в главной роли. Пейзажи, изысканные платья, страсти. Режиссура присутствует.

Лучший сценарий – «Потерянная дочь» Мэгги Джилленхолл.

А в целом фестивальная программа – великолепная в своем жанровом разнообразии. Из-за того, что прессу и профессионалов в этом году сажали в кинозалах через кресло, почти совсем не доставалось билетов жителям Венеции и Лидо – они расстраивались по этому поводу. Из пресс-бара пропали стеклянные бокалы – наверно, навсегда… Вот это печально – на стенке пластикового нет того запотевшего рисунка. Почти везде исчезли и стеклянные чашечки для кофе – победил картон – и это тоже другая тактильная традиция. Но Альберто Барбера призвал нас радоваться лучу света из кинопроекционной будки – и мы по-прежнем радуемся ему.