В России идет тотальный процесс маркировки всех основных товаров потребления.

Государство разрабатывает сроки внедрения для каждой категории товаров, глобально – до 2024 года. Но предприниматели не торопятся отказываться от привычной классической модели торговли, несмотря на угрозы быть оштрафованными и лишиться товара. Почему предприниматели затягивают процесс перехода на маркировку, рассказывает Юлия Русинова, директор по развитию фискальных решений «АТОЛ». 

Много компаний лукавят 

У значительной части компаний на рынке далеко не все процессы проходят в соответствии с требованиями закона. Согласно оценке Национального обувного союза, 3 из 5 пар обуви, реализуемые на территории России – нелегальные. То есть, непонятно, как производится товар, как он пересекает границу, какого качества обувь приобретает потребитель. Для таких компаний переход к маркировке – это обязанность торговать по прозрачным схемам, с уплатой всех налогов. Таких компаний много, и заявления о том, что из-за маркировки бизнес потеряет прибыль, в большинстве случаев, возникают именно из таких источников. 

Бизнес не знает, что делать с маркировкой 

Еще один фактор – недостаточная осведомленность участников оборота маркированной продукции о механизмах перехода к новым правилам торговли. Многие предприниматели по разным причинам не готовы погружаться в специфику перехода к торговле маркированной продукцией. 

В определенной степени связано это со спецификой малого бизнеса. Предприниматели мелкой розницы стараются максимально все оптимизировать, и у малых предпринимателей в штате не так много людей. Времени у владельца на самостоятельное погружение в тему маркировки остается не так много в связи с необходимостью решать первостепенные задачи бизнеса. Тем не менее, откладывание на потом – это путь к проблемам, с которыми придется столкнуться в обозримом будущем: нарушение законодательства, штрафы и даже конфискация товара. 

ЦРПТ и партнеры оператора маркировки в помощь бизнесу проводят большое число обучающих семинаров и мероприятий по внедрению в процессы инструментария торговли маркированными товарами. Такие практикумы часто запускают эксперты компании «АТОЛ». Многие из мероприятий проводятся в формате вебинаров и доступны в записи в интернете, чтобы изучение проходило с учетом возможностей представителя бизнеса. Однако неосведомленность пока остается достаточно высокой. 

Низкое проникновение ЭДО в России 

ЭДО пока слабо распространен среди малого бизнеса. Инструмент обмена электронными документами активно используется в крупных компаниях. Они понимают ценность: не нужно хранить кипу бумаг, а согласовывать электронный документ проще. Небольшие компании не привыкли к новым стандартам. На самом деле ценность электронного документооборота для малого бизнеса та же, что и для крупного – оптимизация потока документов, быстрый удаленный доступ к информации. Открыть документ можно с устройства в любом месте, для этого не надо ехать в офис за бумажным носителем. В системе ЭДО можно распределить ответственность между сотрудниками: один проверяет, другой подписывает. Также ЭДО позволяет упростить формирование бухгалтерской отчетности и отправлять ее в электронном виде в контролирующие органы онлайн, без личного присутствия. 

Своего рода драйвером распространения ЭДО в России становится маркировка. ЭДО является незаменимым инструментом для обмена УПД, которыми обмениваются участники движения маркированного товара. Главная особенность УПД – это то, что при передаче по цепочке «производитель-дистрибутор-магазин» все переходы автоматически фиксируются в ИС маркировки. Без ЭДО отгрузить и принять товар невозможно, поэтому всем участникам оборота маркированного товара необходимо настроить механизм передачи электронных документов. 

Перспективы внедрения маркировки такие, что ЭДО будет повсеместно распространен среди игроков рынка товаров потребления и даст мощный толчок бизнесу для перехода к стандартам цифровой экономики. 

Маркировать или нет? 

Еще одна проблема, тормозящая процессы внедрения маркировки на российский рынок, – это хранящиеся на складах немаркированные остатки продукции. Сейчас этот вопрос стоит как никогда. Несмотря на то, что «Честный ЗНАК» выпустил более 1 млрд кодов маркировки для обуви, на складах остается огромное количество немаркированных остатков. Многие до последнего рассчитывают найти в будущем способ распродать эти остатки без кодов. 

Такие остатки, в зависимости от категории товара, с внедрением обязательной маркировки имеют либо определенный срок, когда их можно продать без отчета в «Честный ЗНАК», либо их необходимо замаркировать до определенной даты. Решение вместе с ЦРПТ принимают сами участники бизнеса в рамках обсуждения в рабочих группах по маркировке. К примеру, немаркированные сигареты разрешено легально продавать до 1 июля 2020 года, при старте маркировки такой продукции с 1 марта 2019 года, а маркировка остатков не предусмотрена вовсе. Такая же история с маркировкой лекарств и молочной продукции. 

С обувью дела обстоят иначе – на распродажу немаркированной обуви Правительство выделило период с 1 июля 2019 по 1 июля 2020 года, а на маркировку остатков – до 1 сентября 2020 года. В отличие от сигарет, вывод из оборота всей немаркированной обуви мог бы растянуться на несколько лет из-за более длинных сроков оборачиваемости – ждать столько никто не будет. Поэтому в срок до 1 сентября 2020 года «обувники» либо быстро продают немаркированный товар (сделать это нужно до 1 июля 2020), либо маркируют остатки. По такому же пути пошли производители шин – товара, на выбытие из оборота которого ушел бы ни один год. 

Бизнес скептически относится к нововведениям 

В России происходит переход бизнеса на цифровую платформу. Это часть правительственной программы, направленная на трансформацию традиционной рыночной отрасли с помощью IT-технологий для роста ее объемов и внутренней конкурентоспособности. Все это требует определенной финансовой нагрузки. 

Определенные опасения были при внедрении на предприятия розничной торговли онлайн-касс. Закон 54-ФЗ способствовал переоборудованию рабочего места, установке с подключением к ОФД онлайн-кассы, что требовало финансовых вложений. На деле оказалось, что в процессе внедрения онлайн-кассы превратились в удобные IT-инструменты, которые позволяют бизнесменам анализировать продажи, повышать выручку, успешнее конкурировать. 

С маркировкой происходит похожая история. Помимо плюсов от обеления рынка и ухода продавцов нелегального товара, появляются решения, которые открывают предпринимателям возможности автоматизации, расширяют аналитику, а также сокращают временные и финансовые издержки. Плюс вышеупомянутый ЭДО – легче управлять данными, отсутствие бумажной волокиты. 

Как помочь рознице безболезненно перейти к маркировке 

В отличие от крупных предприятий-производителей, процесс перехода для работы с маркированной продукцией для розничной торговли проще и не потребует больших затрат. Для этого достаточно: 

  • Приобрести или проверить наличие УКЭП.
  • Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
  • Приобрести или проверить 2D-сканер штрихкода.
  • Обновить внутреннее ПО онлайн-кассы, чтобы осуществлять выбытие товара.
  • Заключить доп. соглашение с ОФД на передачу данных в систему маркировки.
  • Обновить товароучетную систему для возможности работы с маркированным товаром.
  • Определиться относительно оператора ЭДО и то, в каком продукте (товароучетной системе или отдельном специализированном сервисе) осуществлять приемку. 

Взаимодействие с маркировкой: рынок выбирает два пути

Первый путь – классический и незатратный для предпринимателей. Поскольку работа с маркировкой объединяет в себе множество процессов, нужно знать, где и в каком сервисе можно осуществить ту или иную процедуру. Взаимодействие с личным кабинетом «Честного ЗНАКа» будет недостаточно. К примеру, для заказа GTIN для обуви, управления заказами кодов маркировки, работы с ЭДО необходимо взаимодействовать в разных личных кабинетах. Это не очень удобно для предпринимателя, есть вероятность запутаться и потерять время.

Второй путь предлагают IT-компании, преуспевшие в разработке единого интерфейса по всем операциям маркировки «в одном окне». Такие решения организованы в едином личном кабинете и имеют единую точку входа и интегрированы во все необходимые системы с интуитивно понятным интерфейсом. Получив за небольшую плату такое решение, компания значительно экономит время на погружение в специфику торговли по новым правилам и ускоряет все процессы работы с маркированными товарами.