Право студента высшего учебного заведения на перевод с платной на бюджетную форму обучения закреплен подпунктом 9 пункта 2 статьи 16 Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском образовании». Согласно этому же закону, порядок перевода на бюджет определяется уставом данного учебного заведения.

Это значит, что одна и та же процедура перехода осуществляется в разных вузах неодинаково и говорить о едином механизме перехода можно лишь условно и обобщенно.

Условия перевода 

Решение о переводе студента на бюджет принимается ректором данного вуза по согласованию с Ученым советом факультета. 

Условиями для принятия данного решения, в первую очередь, являются:

  1. успеваемость студента (сдача экзаменов в течение последних 4 семестров на «хорошо», «хорошо» и «отлично», «отлично», при том что доля оценок «хорошо» не больше 1/4);
  2. наличие свободных бюджетных мест на выбранном отделении;
  3. отсутствие задолженности по оплате обучения в предыдущие годы.

К этому списку добавляются так называемые неуниверсальные условия (закрепленные уставом конкретного вуза и также являющиеся обязательными для выполнения):

  1. отсутствие дисциплинарных взысканий;
  2. активное участие в общественной (научной, спортивной, культурной) жизни вуза;
  3. рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

Отдельно следует подчеркнуть следующее: во многих вузах страны первостепенным основанием для перевода студента может являться резкое снижение платежеспособности заявителя, связанное с гибелью лица, оплачивающего его обучение (родителя, опекуна), ухудшением состояния его здоровья и др. Указанное основание равносильно условию под п. 1 (успеваемости студента) и должно быть подкреплено документально (свидетельство о смерти или справка о разводе; справка о регистрации плательщика в качестве безработного; сведения о доходах семьи обучающегося по форме 2-НДФЛ).

Конкурс среди претендентов на перевод

В случае, если количество лиц, претендующих на перевод с контрактной формы обучения, превышает количество вакантных бюджетных мест, Ученый совет имеет право предъявить к заявителям дополнительные требования. Например:

  • посещаемость студентом занятий;
  • итоги промежуточных аттестаций (складывающиеся из результатов внутрисеместровых проверочных работ);
  • наличие/отсутствие оценок «удовлетворительно» за весь период обучения;
  • наличие/отсутствие благодарственных писем, грамот и прочих знаков отличия.

В соответствии с результатами сравнения учебным отделом факультета выявляются претенденты с лучшей успеваемостью по числу вакантных бюджетных мест, после чего составляется письменная справка о наличии условий для перевода, которая направляется на рассмотрение Ученого совета и ректора вуза.

Подача документов на перевод

Для реализации своего права на бесплатное обучение заявителю необходимо подать в учебный отдел факультета следующие документы:

  1. личное заявление на имя ректора;
  2. копию паспорта;
  3. справки об успеваемости за два последних года обучения либо копию зачетной книжки;
  4. характеристика студента, подписанная деканом факультета;
  5. документы, подтверждающие наличие особых оснований для перехода (см. выше).

Как уже было сказано выше, каждый вуз самостоятельно определяет алгоритм действий, необходимых для осуществления перевода, и закрепляет его в локальном акте данного университета (института). Неизменными для большинства учебных заведений остаются сроки подачи заявлений и осуществления процедуры перехода: решения о переводе студентов принимаются не реже двух раз в год (по окончании учебной сессии), при этом приказ ректора о переводе студента вступает в силу с первого дня следующего семестра.

В случае успеха заявителю возвращаются средства, уплаченные за все предыдущие годы обучения.