Пострадать может практически каждый, где бы он не находился, дома или на работе, в магазине или на рынке, на вокзале или в аэропорту, на родине или за рубежом. 
Ознакомление с известными способами мошенничества вооружит читателей и лишит мошенников одного из главнейших их козырей — неискушённости и доверчивости потенциальных жертв обмана.
К потенциальной возможности обмана мы готовим себя сами. Разве нас не манят «низкие цены», привлекательные (на проспектах и со слов менеджера) условия тура? А желание поскорее отдохнуть, доверчивость и неискушённость становятся неотъемлемыми спутниками жертвы мошенников от туризма. 
Вам обещали трёхзвёздочный отель в трёхстах метрах от моря и полный пансион? А поселили в двухэтажном ветхом доме в двух километрах от моря, без воды, все «удобства» – на улице; питание – чашка чая с булочкой на весь день. А окна вашего номера выходят во двор и упираются в помойку со стаей вечно галдящих чаек и ворон. 
Хочется в Париж и подешевле? Пожалуйста. Но смиритесь с тем, что музыка из ночного клуба под вашим окном будет греметь до четырёх утра. С вас в турбюро взяли деньги за посещение музеев? Так откуда же вам знать, что рано утром посетителей пускают туда бесплатно… 
На картинке в турофисе вам показывают красивый пляж и лазурное море, но никто не сообщит о страшной жаре в этот сезон года. Уберегите себя от дополнительных сложностей с оформлением документов, ведь «паспорт гражданина мира», «шенгенские корочки» — не более, чем фантики для простаков. 
Нередко турист для срочного обретения паспорта пользуется услугами сомнительных фирм, которые находит через рекламные объявления. Клиентов они временно регистрируют как своих сотрудников, заполняя поддельные трудовые книжки. Сожаление о потерянных деньгах и очевидные неудобства вы испытаете при первом же их использовании на границе или в посольстве. Не исключено, что при неблагоприятном стечении обстоятельств вы, как минимум, пройдёте по делу как соучастник в подделке документов. 
На пути к заветному отдыху могут ожидать самые неприятные неожиданности, в том числе с валютой. 
Когда вам кроме долларов и евро за последнее время не приходилось в руках держать другой валюты, то и при обмене рублей на украинские гривны с курсом можно ошибиться, и доподлинно не знать, как выглядят те или иные купюры. Порой не все местные жители знают, как проверить их подлинность, а уж приезжие и подавно. Местные лихие хлопцы «впаривают» курортникам купюры с подклеенными ноликами, сделанными на ксероксах, а то и с помощью глубокой печати. Попытка обзавестись валютой по льготному курсу может грозить опасностью. История знает, как выявлялись даже «итальянские» доллары. 
С осторожностью стоит подходить и к некоторым навязчивым услугам «околотуристического» сервиса. 
Так, в Турции вам могут предложить бесплатно почистить обувь. После того, как один ботинок будет действительно вычищен до блеска, за второй чистильщик запросит двойную плату. В Египте, Тунисе и других арабских странах орудием вымогательства является экзотическое для многих европейцев животное — верблюд. Корабль пустыни вроде бы ничего и не делает, как вам кажется, но он усердно, хотя и лежит на песке, зарабатывает деньги. Его погонщик, видя ваш интерес сфотографироваться рядом с верблюдом, предлагает даже сесть на него бесплатно или за символическую плату. Вот на эту хитрую уловку турист и попадается. Верблюд поднимается во весь свой рост, сами слезть с такой высоты вы не решитесь и за возвращение на землю заплатить всё же придётся. 


Расчёт вымогателей строится на том, что турист, как правило, местных законов не знает, языком не владеет, временем улаживать конфликт не располагает (экскурсионный автобус вот-вот уйдёт), да и со стороны все происходящее больше походит на шутливую ситуацию.


ШПАРГАЛКА ТУРИСТУ

· Лучший советчик — опыт. Поинтересуйтесь у тех, кто уже воспользовался услугами турфирм и остался ими доволен.
· Получите от представителя агентства как можно больше конкретных сведений о возможных условиях предстоящего отдыха.
· Пусть на разговор в фирму вас кто-нибудь сопровождает. С ним вы сможете обменяться впечатлениями от беседы, о наличии у фирмы соответствующих разрешительных документов, вежливости и компетентности менеджеров.
· Изучите внимательно типовой договор. Настаивайте на том, чтобы в него было включено всё, что вам обещают на словах: наличие в номере гостиницы холодильника и кондиционера, перечень платных и дополнительных экскурсий, оплаты въездной визы и т.п. Отказ зафиксировать конкретность в документе должен вас насторожить, а возможно и вызвать желание пойти в другую фирму.
· Особое внимание надо обратить на категорию отеля, квалификация которых в разных странах может иметь различия. Звёзды хоть и на небе, но все разные.
· Если поездка не состоится, то хорошо бы заранее знать, что реально вы потеряете. По действующему законодательству организация должна возвратить внесённые вами деньги за вычетом реально понесённых расходов (бронирование билетов, гостиницы).
· Деньги заплатили, а квитанцию получили? Кто на ней расписался и поставил печать — бухгалтер, кассир?
· Порой о турфирме можно судить и по цене медицинской страховки. Здоровье-то, не их, а ваше.
· Отдых отдыхом, но не расслабляйтесь. Ваш багаж не станет много тяжелее, если будете копить всевозможные квитанции за пользование пляжем, счета из ресторана, билеты в музеи. Если возникнет спор, они будут доказательством.
· Помните, что ваши издержки могут быть подтверждены справкой гида или гостиницы об отсутствии кондиционера, душа, или холодильника. Но моральный вред можно будет оспаривать лишь при наличии физических и нравственных страданий, чего мы вам не желаем.
Продуманная подготовка — гарантия беззаботного отдыха!
Источник: газета «Петровка, 38»