Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) появился в России относительно недавно – чуть более десяти лет назад. Его появление эксперты связывают с началом развития на тот момент в стране демократического общества.

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой Российской Федерации. При этом в данный момент, омбудсмен не обязан отчитываться ни перед одним государственным органом в части исполнения своих обязанностей.

Первым Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, стал назначенный на эту должность в 1994 году Сергей Ковалев. 

Надо сказать, в то время законодательство в отношении омбудсменов не было проработано, что позволило сместить Ковалева с занимаемой должности, в связи с его антивоенной позицией, касающейся событий в Чечне.

Впоследствии институт Уполномоченного по правам человека получил поддержку по всей России, сейчас омбудсмен есть практически в каждом регионе РФ, в том числе и в Москве. Законодательство в отношении омбудсменов стало совершеннее.

Функции Уполномоченного по правам человека

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации с 13.02.2004 является Владимир Лукин. У него есть официальный сайт, где можно, в случае необходимости оставить жалобу. Уполномоченный действует главным образом на основании ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», № 1, от 26.02.1997 г.

Основные функции института омбудсмена:

  • содействие более эффективной работе власти;
  • содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав;
  • реализация функции посредника между обществом и властью;
  • реализация функции внесудебного расследования.

При этом, омбудсмен представляет собой легко достигаемый ресурс власти, близкий к обычному жителю, аппарат Уполномоченного быстро рассматривает и реагирует на жалобы, и, безусловно, заставляет чиновников думать об ответственности.

Проще говоря, подача жалобы Уполномоченному по правам человека - возможность защитить свои права, если государственные органы и система правосудия не реагируют на их жалобы, или сами нарушают их права.

Согласно статье № 15, ФКЗ «Об Уполномоченном», он обязан принять к рассмотрению заявления и жалобы, как граждан России, так и иностранных лиц находящихся на ее территории, а также лиц, не имеющих гражданства.

Жалобу Уполномоченному могут подать лица находящиеся в колониях, СИЗО, психиатрических клиниках.

Надо отметить, что омбудсмен рассматривает жалобы, касающиеся исключительно должностных лиц и органов. Вы можете сообщить о несправедливом решении суда, о нарушениях прав в тюрьмах, колониях, больницах и так далее, но, при этом, просто на частное лицо жаловаться нельзя и бесполезно.

Перед обращением к омбудсмену податель жалобы должен обжаловать действия (бездействие, решения) этих должностных лиц или органов в административном, либо судебном порядке. Если предыдущий результат не удовлетворил – то можно обратиться к Уполномоченному.

Особо подчеркиваем, что омбудсмен не имеет права рассматривать претензии в адрес Госдумы, Федерального Собрания, Совета Федерации, а также представительных (законодательных) органов субъектов РФ (статья № 16, ФКЗ «Об Уполномоченном»).

Как подать жалобу

Помимо заполнения формы на сайте, можно также направить жалобу (обращение, заявление) с приложением соответствующим образом оформленных копий решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке, Уполномоченному в письменном виде по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47.

Также можно подать жалобу в ходе личного приема заявителя уполномоченным на то лицом рабочего аппарата Уполномоченного.

Запись на прием осуществляется по телефонам (495) 607-19-22, 607-34-67.

Информирование граждан о поступлении обращения, его входящих реквизитах, наименовании подразделения, ответственного за его исполнение, предоставление иных справочных данных осуществляет отдел делопроизводства и контроля по телефону (495) 607-18-54.