Правительство Москвы утвердило программу «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 годы. Разработал ее Департамент социальной защиты населения.

Эта программа входит в перечень столичного правительства о первоочередных государственных программ города Москвы на среднесрочный период 2012–2016 гг.

Основные цели программы  смягчение социального неравенства в Москве, сокращение бедности, повышение уровня социальной поддержки и переход к более адресной помощи.

В последние годы в столице растет рождаемость, 13% москвичей сегодня  моложе 18 лет. При этом, как и во всем мире, становится все больше незарегистрированных союзов и неполных семей. Одновременно  увеличивается доля граждан пенсионного возраста, и особенно быстро  престарелых москвичей (старше 80 лет), которые нуждаются в наиболее интенсивном уходе и лечении.

И хотя смертность москвичей пока слегка обгоняет рождаемость, население Москвы растет каждый год из-за масштабной миграции. В то же время, повышается общий уровень жизни москвичей, который «тянет вверх» и социальные стандарты. Перемены, конечно, позитивные, но есть и обратная сторона  социальные расходы бюджета постоянно приходится увеличивать.

Программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» состоит из 5 подпрограмм:

  • Социальная поддержка семей с детьми.
  • Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий и членов их семей».
  • Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения
  • Профилактика социальной исключенности.
  • Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы.

Результатом реализации программы должно стать ощутимое улучшение социальной обстановки в столице к 2016 году, а именно:

  • 48% семей с детьми с доходами ниже прожиточного минимума выйдут из состояния бедности;
  • 70% детей 7–17 лет из малообеспеченных семей отдохнут в санаториях и оздоровительных лагерях за счет городского бюджета;
  • 100% детей младшего школьного возраста будут получать бесплатное питание в школах;
  • Всего 3% пенсионеров будут иметь доходы ниже прожиточного минимума;
  • 85% граждан, состоящих на учете для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, получат это свое законное лечение;
  • 100% инвалидов, обратившихся за помощью, получат необходимые им технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия;
  • 84% инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, будут трудоустроены;
  • 85% городских общественных зданий станут доступны для инвалидов;
  • 80% детей сирот будут переданы на воспитание в семьи;
  • 20% беспризорных детей пройдут социальную реалибитацию.

Главная сложность социальной политики в любом государстве  как помочь всем нуждающимся и при этом не поощрять иждивенчество и не «разбазаривать» бюджет на граждан, которые в этой помощи не нуждаются. Программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» предусматривает целый ряд мер с целью сделать соцподдержку более адресной и целевой. В частности:

  • Будут сформулированы более жесткие правила оценки нуждаемости для вновь входящих в систему социальной защиты.
  • Получатели пособий должны будут не реже одного раза в год подтверждать свой доходный и имущественный статус.
  • Переход к преимущественной поддержке семьи (домохозяйства), а не индивида.
  • Внедрение технологии социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства получателя помощи и государства. Предметом контракта со стороны получателя могут стать позитивные социальные изменения и собственная экономическая активность.
  • Создание специальной службы социальных участковых инспекторов. Социальный инспектор не только контролирует правильность предоставления различных форм социальной поддержки, но и оказывает поддержку семьям в реализации их прав на социальную защиту.

За пять лет финансирование программы соцподдержки составит 2 трлн 100 млрд рублей. Финансирование равномерно разбито на 5 лет с ежегодным ростом расходов на 5–10%. В 2012 году на реализацию выделено 366 млн руб.

Социальная поддержка семей с детьми в 2012-2016 гг.

Росстат подсчитал, насколько бюджетные выплаты реально помогают бороться с бедностью. Пилотные экспертные расчеты были проведены на основе ежеквартального обследования 1400 домохозяйств. В 2009 году до выплаты пособий уровень бедности среди семей с детьми составлял 19,4%, а после выплаты снизился до 17,4%. Следовательно, за счет этих выплат из бедности вышло 1,8% от общего количества семей с детьми. В 2010 году за счет выплаты пособий семьям с детьми бедность среди них сократилась уже на 10%, а к 2016 году планируется довести этот показатель до 48%.

Это одна из подпрограмм городской программы «Социальная поддержка жителей города Москвы». Основная задача  снизить уровень бедности в семьях с детьми.

Авторы предлагают объединить существующие 15 видов ежемесячных компенсационных выплат семьям с детьми в единое пособие для малообеспеченных семей.

С 1 января 2012 года базовое ежемесячное пособие на детей от 1,5 до 3 лет из малообеспеченных семей составит 1600 р. Для одиноких матерей  3200 р. Размер ежемесячной выплаты матерям, родившим 10 и более детей, увеличится с 3000 до 10000 рублей, а пособие родителям, ухаживающим за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства,  с 5000 до 6000 рублей.

Предусмотрена материальная поддержка и для молодых семей, приемных родителей и патронатных воспитателей, жертв террористических актов и детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Каждый год все выплаты будут индексироваться.

Помимо денежных пособий, отдельные категории нуждающихся семей с детьми будут получать адресную целевую помощь: бесплатный проезд, отпуск медикаментов, молочных смесей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, отдых детей в санаториях и оздоровительных лагерях, льготная оплата жилья и коммунальных услуг.

В 2010 г. 17,6% детей в Москве имели душевой доход (доход семьи, деленный на количество членов) ниже прожиточного минимума. Ожидается ежегодное сокращение этой доли и доведение до 12%.

Одна из направлений подпрограммы «Социальная поддержка семей с детьми»  оздоровление детей из малообеспеченных семей в лагерях и санаториях. В 2010 г. были оздоровлены 58,4% детей из малообеспеченных семей в возрасте 7–17 лет, в 2012 г. планируется отправить на отдых 58% детей, а к 2016 г.  достичь показателя в 70%. Другое направление работы — бесплатное питание детей в образовательных учреждениях. Хотя в столице уже и так в 100% школ организовано бесплатное питание, так что теперь основная задача  поддерживать этот показатель.

Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения

Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011–2013 гг. это, пожалуй, самая детально разработанная подпрограмма программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 гг, и при этом  наименее затратная. За 5 лет на помощь инвалидам из городского бюджета будет выделено около 149 млн руб.

Цель  обеспечение равных возможностей во всех сферах жизни для инвалидов и других маломобильных групп населения. 

Определенные успехи на этом поприще уже достигнуты в рамках действующей Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», однако проблемы остаются.

Основные меры социальной поддержки инвалидов в Москве:

  1. Денежные выплаты: доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, единовременная материальная помощь и проч.
  2. Натуральная помощь: обеспечение протезными изделиями, техническими средствами реабилитации по медицинским показаниям и проч.
  3. Комплекс мер, нацеленных на расширение возможностей социальной интеграции и создание безбарьерной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Именно последний пункт и оказался в зоне особого внимания у составителей Программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 гг. За пять лет будет создано 12,5 тыс. новых рабочих мест для инвалидов. Благодаря этому удельный вес трудоустроенных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, увеличится с 49% до 84%.

Откроется 26 экспериментальных учреждений для реабилитации инвалидов. В результате доля инвалидов в столице, охваченных реабилитационными услугами, к 2016 году достигнет 90%. Все инвалиды, нуждающиеся в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях, будут обеспечены ими.

Для повышения качества жизни маломобильных граждан в Москве уже работает «Социальное такси», выполняющее более 170 тысяч заявок в год. В рамках Программы планируется оснастить все автомобили терминалами для использования социальной карты москвича.

Кроме того, к 2016 г. 100% учреждений образования, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта, а также 86% учреждений здравоохранения будут полностью или частично приспособлены для инвалидов. Продолжатся работы по адаптации жилых домов и дворовых территорий с учетом потребностей маломобильных граждан.

Отметим, что в настоящее время разрабатывается федеральная программа по доступной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни, в госпрограмме предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа инженерной и транспортной инфраструктуре, учреждениям здравоохранения, культуры и искусства и др.

Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий и членов их семей

29 ноября 2011 года руководитель столичного департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина заявила на заседании городского правительства, как сообщают РИА Новости, что власти Москвы к 2014 году планируют увеличить объем средств на социальную поддержку жителей до 383 миллиардов рублей. Она уточнила, что социальную поддержку получат семьи с несовершеннолетними детьми, пенсионеры, инвалиды, а также молодежь и студенты. В частности, число пенсионеров, которые будут пользоваться санаторно-курортным лечением, увеличится до 80%. Также она добавила, что к 2016 году планируется создать 12,5 тысячи дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Это вторая подпрограмма комплексной программы соцзащиты обитателей столицы на 2012-2016 годы. Основные задачи  повышение благосостояния пенсионеров и увеличение охвата граждан старшего поколения социальными услугами.

Как отмечают авторы программы, в Москве уже сформировалась масштабная программа социальных выплат для пожилых людей, теперь на повестке дне  проблема эффективности таких выплат. Одно из решений  улучшение процедуры оценки нуждаемости для получателей пособий.

В любом случае, все существующие денежные выплаты пенсионерам сохранятся, и будут индексироваться каждый год. А это: ежемесячные городские доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты ветеранам и единовременные выплаты, приуроченные к знаменательным датам, а также адресная материальная и натуральная помощь.

С 1 января 2012 года минимальная пенсия москвича составит 12 тыс. рублей, такую сумму будут получать 1млн. 800 тыс. человек. Сохранятся и все существующие льготы для пенсионеров: бесплатный проезд на городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте, бесплатный и льготный отпуск лекарств по рецептам врачей, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и проч.

По мнению составителей арограммы «Социальная поддержка жителей города Москвы», система льгот и пособий для пожилых людей развита в столице хорошо, но существует дефицит социальных услуг для граждан пожилого возраста. И эту пробел власти будут особенно активно восполнять.

В частности, для одиноких престарелых людей внедряется система «тревожная кнопка»  организация неотложной помощи через учреждения соцзащиты, здравоохранения и др. Развивается медико-социальный патронаж, система социальных сиделок и другие медицинский услуги для пожилых людей. Для более «молодых» пенсионеров предусмотрены образовательные программы, помощь в трудоустройстве, социальный туризм. Вырастет количество бесплатных санаторных путевок для льготников. В настоящее время 75% граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание, получают его. К 2016 году этот показатель увеличится до 85%.

Особое внимание будет уделено ветеранам ВОВ, которых сейчас в Москве 200 тыс. человек. Планируется вести систематическую, индивидуальную работу с каждым ветераном, оказывая всестороннюю помощь и социальную поддержку. Подпрограмма «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий и членов их семей» обещает, что к 2016 году потребности ветеранов в социальных услугах и помощи будут удовлетворены на 100%. (Отметим, что в отношении остальных пенсионеров Москвы такой задачи не ставится.)

Профилактика социальной исключенности

Это самая масштабная подпрограмма городской программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 годы. Особенно если судить по объемам финансирования: за 5 лет на профилактику социальной исключенности москвичей планируется потратить почти 2 триллиона рублей.

Цель подпрограммы  преодоление беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, крайних форм бедности и социальной уязвимости. Одно из новых для социальной политики Москвы направлений  ресоциализация граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Главная задача  не допустить резкого снижения уровня жизни у граждан из группы риска и превращения их в маргиналов.

Еще одно важное направление работы - улучшение эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки в городе, снижение риска заражения людей болезнями общими для человека и животных, предотвращение распространения заразных болезней животных, в том числе опасных для человека.

Основные меры, предусмотренные подпрограммой «Профилактика социальной исключенности»:

  1. Стимулирование устройства детей-сирот в семьи. Сейчас это объявлено приоритетом в воспитании детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Доля «пристроенных» детей должна подрасти за 5 лет с 73% до 80% от общего числа детей, живущих в детских домах.
  2. Социальная поддержка семей, в которые устроены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Главная задача – предотвратить повторные отказы от детей, что нередко случается в приемных и опекунских семьях. Особое внимание будет уделяться опекунским семьям в период вступления опекаемых в самый сложный, подростковый возраст. На сегодня всего 8,5% семей, усыновивших или взявших опеку над ребенком, охвачено мерами «социального сопровождения». К 2016 году эту долю намечено довести до 80%, а к 2010 году  до 100%.
  3. Социальная реабилитация безнадзорных и беспризорных детей. На федеральном уровне поставлена задача ликвидации проблемы беспризорности и безнадзорности. «Для Москвы, отличающейся особой привлекательностью для этой категории детей, мероприятия, направленные на преодоление и социальное сопровождение данных маргинальных моделей поведения, приобретают особую значимость», подчеркивается в программе. Однако на серьезные успехи авторы Программы не рассчитывают. Доля безнадзорных и беспризорных детей, прошедших реабилитацию, даже к 2016 году составит менее 20%.
  4. Жизнеустройство бездомных граждан. «Маргинальные личности» не только сами страдают от болезней и тяжелых условия жизни, но и портят облик Москвы, в том числе в глазах потенциальных иностранных инвесторов. Наличие эффективных механизмов профилактики этого явления рассматривается инвесторами как критерий привлекательности города, отмечают авторы Программы.

Нельзя помочь человеку, который сам этого не хочет. Поэтому устроить жизнь всех бездомных невозможно  большинство бомжей попросту не хочет ничего в своей жизни менять. Поэтому программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» ориентирована только на тех бездомных, кто обратился в социальные учреждения за помощью. Ожидается, что 30% из них будут трудоустроены и получат помощь в поиске жилья.

Помимо перечисленных мер, о которых говорит подпрограмма «Профилактика социальной исключенности» и вакцинация животных. Профилактика наиболее серьезных болезней, опасных и для человека. Заниматься этим будут специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а также ветеринарный персонал негосударственных ветеринарных клиник (на основе соглашений с ГВС). В частности, Государственная ветеринарная служба проводит бесплатную вакцинацию против бешенства на безвозмездной основе, для чего организуются специальные выездные прививочные пункты.

Будут проводиться и другие лечебные, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия. Поставлена задача увеличить процент животных, охваченных профилактическими мероприятиями, к общему количеству «владельческих».