Репетиторы в Москве обучают чему угодно — от лаосского языка до игры на синтезаторе, от сценической речи до экономики, от живописи до танца живота. Надо ли говорить, что выбор репетиторов по школьным предметам — огромен. Как найти специалиста, который нужен именно вам?

Поиски подходящего репетитора, как и в любом деле, — непростой путь проб и ошибок. Мы ищем не только специалиста высокой квалификации, но и человека, который сможет установить психологический контакт с вашим чадом. В выборе репетитора, человеческий фактор, пожалуй, оказывается решающим. Ведь из-за чего порой дети отстают по некоторым школьным предметам? Из-за того, что учитель не заинтересовал ученика, не влюбил (а то и отбил весь интерес) в свой предмет и в итоге — равнодушие, отчаянное желание прогуливать уроки и плохие отметки в дневнике...

Подыскивая репетитора, надо точно знать, какая у вас цель. Подтянуть ребенка, который съехал на тройки, лишь потому что проболел целую четверть? Подготовить к достойной сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз? Расширить диапазон знаний в сфере предмета: например, изучать литературу не в рамках школьного учебника, а гораздо шире и глубже?

В части выбора репетиторов существуют несколько мифов, которые стоит развеять.

Миф №1: репетитор творит чудеса

«Любой каприз за ваши деньги!». Нет, здесь этот номер не пройдет. Вы думаете, если вы платите репетитору, он заставит вашего ребенка любить ненавистную ему алгебру? Едва ли. Тут надо сначала понять причину ненависти ребенка к предмету. Часто протест: «Не хочу! Не буду!» возникает именно тогда, когда предмет для ребенка чрезмерно труден, неинтересен, недоступен для понимания. А отказаться от преодоления трудностей проще всего! Значит, надо понять, где в знаниях школьника образовался пробел. Какой раздел науки был упущен, что из-за него возникли трудности с дальнейшим обучением. И потом вместе с репетитором ликвидировать «белое пятно».

Родителям надо работать в тандеме с наемным педагогом. Если он, со своей стороны, объясняет школьнику теорию, скажем, правила грамматики иностранного языка, то вы в свою очередь должны объяснить ребенку, зачем, собственно, иностранный язык нужен. Вам надо внушить своему отроку: современный человек, не знающий хотя бы одного иностранного языка — ну а родной язык-то уж точно знать необходимо, — не может считаться цивилизованным и образованным! Объясните, что умение общаться с иностранцами пригодится в путешествиях, если ребенок грезит другими странами; или что таким образом он сможет расширить круг друзей…Другими словами, убеждайте исходя из того, что интересно ребенку, а не вам, иначе все ваши, даже самые добрые и справедливые порывы, будут восприняты ребенком как угнетение и принуждение.

Словом, не надейтесь, что за деньги купите ребенку знания как игрушку в магазине. И не перекладывайте всю ответственность на репетитора: как говорится, «моральная подготовка» все равно остается на родительских плечах.

Миф №2: оценки сразу взлетят от тройки до пятерки

Если ваша цель — улучшить оценки в дневнике, а заодно и повысить уровень знаний, то проследите за тем, чтобы тематика уроков репетитора обязательно совпадала со школьной программой. Иначе может получиться, что в 5 классе по литературе проходят басни Эзопа, Лафонтена и Крылова, а репетитор тем временем углубляется в русскую историю XIX века, отображенную произведениями Тургенева, Толстого и Чехова. Понятно, что знания лишними не бывают! Однако, если стоит конкретная задача — повысить успеваемость, попросите репетитора на своих занятиях четко следовать учебнику. Ведь репетитор может давать интересные подробности и любопытные факты по теме, углубляться в историю вопроса, не отклоняясь от школьного курса.

Не ждите быстрых результатов: через 1 месяц дополнительных занятий троечник вряд ли станет отличником. Даже если через 3 месяца вы не увидите ощутимого результата — это не значит, что репетитор плохой. Просто зерно, брошенное в почву, не превращается в цветок за три дня: чудес не бывает. Наберитесь терпения, тщательно готовьтесь к урокам и не отменяйте занятия под предлогом «голова болит». Тогда, возможно, через полгода будет положительный результат. Совершенствование знаний — медленный и поступательный процесс.

Миф №3: чем дороже, тем лучше

Один из способов поиска репетитора — всемогущий Интернет. Стоит только набрать в поисковике слово «репетитор», выпадет десяток сайтов, специализирующихся на поиске репетиторов ученикам и, наоборот, поиске учеников для репетиторов. Цены там, конечно, высокие — в среднем около 1 000 руб. за академический час (т.е. 45 минут). Но полагать, что высокая цена урока соответствует высокому качеству преподавания — глубокое заблуждение. Вы отчасти платите не репетитору, а агентству, которое занимается подбором учеников для репетиторов и наоборот — отсюда завышенная цена. Здесь так же как с агентством недвижимости или любым другим агентством — вы переплачиваете за посредничество. Понадобился репетитор — спросите в школе, у соседей, друзей-знакомых и цена на урок, вероятно, окажется ниже стандартной 1 000 руб. за час.

Если репетитор берет за урок недорого — скажем, 700 руб., это вовсе не означает, что он плохой. Может быть, он за счет невысокой цены рассчитывает привлечь клиентуру?

Недорого — от 500 руб. в час стоят уроки студентов. Подумайте, стоит ли вам раскошеливаться на дорогого преподавателя с высокими научными званиями, когда восполнить «белые пятна» в школьной учебной программе вполне поможет и студент? Кстати, студенты, отличаются энтузиазмом, позитивным настроем и умением найти подход к школьнику — потому что сами недавно встали из-за парты…

И еще один немаловажный момент — территориальная близость к месту проведения уроков. Чем дальше репетитору добираться до вашего дома, тем выше цена — плюс 200–300, а то и 500 рублей к стоимости урока. Стоит ли вам восполнять транспортные расходы репетитора? Его-то понять можно: дороги в столице трудные, часто приходится добираться двумя-тремя транспортами, брать такси, стоять в пробках: от денег, полученных за урок, остается в лучшем случае половина… Поэтому репетитор компенсирует транспортные и временные расходы за счет ученика. А вам-то это надо? Наверняка в окружных газетах или через знакомых можно найти местного репетитора, который живет недалеко от вашего дома. Обойдется дешевле. Если только вам нужен какой-то уникальный специалист, тогда придется платить — за эксклюзивность.

Миф №4: преподаватель вуза гарантирует поступление

Сегодня абитуриенты подают заявление как минимум в пять вузов. Нанять репетиторов из всех пяти учебных заведений, едва ли возможно. Значит, тогда надо выбрать один главный для вашего чада вуз, именно туда ходить на подготовительные курсы, чтобы примелькаться на глазах преподавательскому составу, и именно оттуда нанять репетитора.

Слепо верить словам в объявлении «100% гарантия поступления в вуз!» — все же не стоит. Конечно, преподаватель вуза, в какой-то мере может повлиять на грядущее поступление: будет ли он сам присутствовать на вступительном экзамене или подмигнет своему коллеге, который станет принимать экзамен у вашего ребенка. Надо учитывать и специфику вуза. Допустим, члены приемной комиссии театрального института могут по телефону договориться, что Машу Иванову надо принять. А если это письменная работа по литературе? Хорошо, по почерку можно распознать «свой» или «чужой». А если перед приемной комиссией ляжет тест ЕГЭ с одними галочками, по которым почерка не распознать? Словом, ситуация далеко не всегда может оставаться под контролем вашего преподавателя-репетитора. Во всяком случае, вы должны быть абсолютно уверены в степени его влиятельности в вузе, раз уж надеетесь, отдавая деньги за частные уроки, по сути, оплатить железную гарантию поступления.

Миф №5: чем престижней вуз, тем лучше репетитор

Еще одно из заблуждений. Репетитор, закончивший факультет иностранных языков Тамбовского университета, тоже может дать прочные знания по английскому языку. Возможно, на том уровне, на котором ваш ребенок сегодня владеет иностранным языком, преподаватель МГИМО ему и не нужен! Рассказать про артикли и падежи сможет и выпускник менее престижно вуза, причем сделает это качественно и за меньшие деньги. А вот когда речь пойдет не только о свободном владении языком, но и о специализации, скажем, в области физико-математических и естественных наук, тогда и будете подыскивать своему чаду преподавателя из Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Так что, диплом Дальневосточного университета — вовсе не повод отказываться от репетитора. «Понаехавшие» с Урала, Дальнего Востока и всей России выпускники часто становятся замечательными преподавателями, порой даже более добросовестными, нежели москвичи: ведь приезжие не могут позволить себе остаться без работы, поэтому и делают все на совесть. Знания? Не будем затевать бессмысленный спор на тему, в каком университете — уральском или московском — лучшие обучают. Результат, как известно, зависит не только от того, кто эти знания дает, но и от того, кто их берет. В случае репетиторства: выпускник любого вуза знает больше, чем школьник.

Миф № 6: сарафанное радио это лучший метод поиска

Даже когда сарафанное радио — самая честная ныне реклама — приводит вас на спектакль, концерт или фильм — зрелище может вам не понравиться: вкусы у всех разные. Но тут в худшем случае будет потерян лишь вечер, а если нанять не того репетитора – это может обернуться гораздо большими потерями. Так что, слушая рекомендации знакомых: «О, это такой восхитительный специалист и прекрасный человек!» — все делите на 33. Ведь, как говорится, «что русскому хорошо, то немцу каюк». Найдет ли этот «восхитительный человек» контакт именно с вашим ребенком? И соотносите рекомендации знакомых с вашими собственными целями и требованиями к педагогу. Может быть, вашей приятельнице надо было, чтобы ее дочь всего лишь выучила наизусть таблицу умножения, а ваша задача, чтобы ваш сын научился отличать геометрию Лобачевского от евклидовой. Справится ли рекомендуемый репетитор с поставленной задачей?

Миф № 7: учитель сказал: «Надо» значит, надо

«У вашего Васи совсем плохо с математикой… Надо что-то делать. Боюсь, он завалит ЕГЭ» — обеспокоен учитель. Вы говорите: «Хорошо, мы будем уделять больше времени предмету». «Да нет, сам он не справится, тут нужен наставник». «На репетитора у нашей семьи средств нет» — объясняете вы. «Я бы и сама взялась, совершенно бесплатно, но я так загружена… А вот моя знакомая из другой школы — тут поблизости — с удовольствием позанималась бы с вашим сыном. Вместе они быстро наверстают упущенное. И она недорого возьмет». Стоп! Знакома вам такая ситуация? Это вовсе не значит, что вы должны тут же нанимать рекомендованную учительницу.

Безусловно, к мнению педагога надо прислушаться и уделять больше внимания «хромающей» математике. Может даже отменить некоторые внешкольные занятия? Ведь если у ребенка каждый день «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота… — разве тут будет время тщательно готовиться к школьным урокам?

Однако решение о занятиях с репетитором должны принимать все-таки родители. Если же нанять преподавателя со стороны вам настойчиво рекомендует школьный учитель, значит… у него есть свой интерес. Родители давно поняли эту уловку: Мария Ивановна рекомендует своего двоечника Наталье Петровне из соседней школы, а Наталья Петровна в свою очередь отправляет своего двоечника на платные дополнительные занятия к Марии Ивановне. Так они и подрабатывают за счет нерадивых учеников. Разумеется, так поступают далеко не все учителя! Но подобного рода круговая порука существует. Так что, нанимать ли вашему чаду репетиторов или нет — решать вам, родителям.