О том, какие транспортные средства принадлежат к категории «спортивные парусные судна», что такое государственная регистрация, кем и в каком порядке она осуществляется, зачем нужно освидетельствование, а также о документах, подтверждающих прохождение регистрационной процедуры.

Основные сведения об обязательной регистрации

Порядок и правила обязательной регистрации спортивных парусных судов устанавливает Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ). Согласно последнему, к указанной категории транспортных средств относятся судна, "специально оборудованные для многодневных гонок, как в дневное, так и в ночное время суток", "оборудованное средствами навигации и связи" и местами для отдыха членов экипажа (каюты).

Регистрация осуществляется капитаном морского порта при обращении к нему с заявлением собственника судна. Результатом этой процедуры является: 

1) вручение владельцу Судового билета (удостоверяющего факт регистрации, а также право собственника, право плавания под государственным флагом РФ, порт приписки, название, идентификационный номер судна (присвоенный ему в результате регистрации), его характеристики);

2) внесение сведений о судне в Судовую книгу спортивных парусных судов (включающих информацию о самом судне, его владельце - дата и номер регистрации судна, номер судового билета, ограничения права передвижения);

3) составление Судового дела (под этим подразумевается сбор и хранение документов, задействованных в процессе регистрации транспортного средства - копии регистрационных документов, свидетельства о собственности и т.д.);

4) фиксация сведений о регистрации данного судна в Реестре парусных судов РФ, находящаяся к компетенции Всероссийской Федерации парусного спорта.

Освидетельствование, переосвидетельствование и классификация

Между правилами первичной и последующих регистраций существуют некоторые различия. Так, обращение с заявлением к капитану порта предваряет - в первом - процедура классификации (или первичного освидетельствования) спортивного судна и процедура технического переосвидетельствования во втором случае.

А. Процедура первичного освидетельствования.

Ее результатом является присвоение одной из семи категорий плавания (0-6, см. подробнее Правила классификации и освидетельствования парусных судов) сроком на пять лет.

Для прохождения классификации собственнику судна необходимо предъявить:

  • заявление о классификации (с указанием ФИО собственника, сведений о судне (включая технические характеристики));
  • техническую документацию;
  • документы, удостоверяющие личность и права собственника.

Заметим, что внесение любых изменений в конструкцию судна аннулирует результаты прошлого освидетельствования. При повторном прохождении данной процедуры к указанным выше документам необходимо приложить Судовой билет, а также выданные ранее свидетельства о годности и освидетельствовании.

Б. Процедура освидетельствования в процессе эксплуатации.

Данная процедура осуществляется в очередном и ежегодном порядке. Очередное освидетельствование проводится раз в пять лет, его результатом является продление срока действия свидетельства о годности к плаванию. При ежегодном освидетельствовании в свидетельство о годности к плаванию вносится соответствующая пометка о прохождении данной процедуры, что является гарантом технической исправности судна. 

Таким образом, начиная с прохождения первичного освидетельствования, владелец данного транспортного средства обязан повторять эту процедуру раз в год.

Уполномоченные организации (федеральные государственные учреждения "Российский морской регистр судоходства" и "Российский речной регистр") имеют право подвергнуть судно внеочередному освидетельствованию, в следующих случаях:

1) по устранении неполадок в конструкции судна;

2) после ремонта или модернизации судна (также в том случае, если они не повлекли за собой изменения категории, назначения, типа транспортного средства). 

Порядок государственной регистрации судна

Как уже было сказано, регистрация спортивных парусных судов находится в ведении Всероссийской федерации парусного спорта. Однако с ней владелец транспортного средства взаимодействует не напрямую, а через "посредника" - капитана порта. Таким образом, в ведении капитана находится прием и проверка на подлинность документов собственника, внесение записей в Судовую книгу, выдача информации о зарегистрированных правах, а также свидетельств, подтверждающих факт регистрации.

К компетенции ВФПС относится присвоение регистрационного номера, внесение сведений о владельце и судне в Реестр, оформление судового билета.

Процедура регистрации предваряется сбором необходимых документов:

  • заявления владельца;
  • документов, подтверждающих факт владения данным судном;
  • акта технического освидетельствования (см. выше);
  • свидетельства о годности к плаванию (лишь при повторной регистрации).

Указанные документы собственник подает капитану морского порта (перечень портов, в которых осуществляется государственная регистрация, утверждается Правительством РФ). Порядок действия капитана можно представить в виде следующего обобщенного списка:

1. Регистрация поданных документов.

2. Проверка правовой подлинности документов.

3. Внесение первичных сведений о владельце судна в Судовую книгу.

4. Составление и отправка в ВФПС акта, содержащего информацию о собственнике, судне и предоставленных документах. 

Следующий этап регистрации связан с деятельностью ВФПС, которая:

5. Регистрирует составленный капитаном акта.

6. Вносит запись в Реестр парусных судов РФ о факте регистрации конкретного судна.

7. Закрепляет за данным судном конкретный регистрационный номер.

8. Оформляет Судовой билет. 

Вслед за этим, получив подтверждение факта регистрации в соответствии с поданным актом, капитан порта вносит в Судовую книгу регистрационный и идентификационный номер, название и дату регистрации судна. Он же (капитан) вручает владельцу Судовой билет и свидетельство о годности к плаванию.

Процесс регистрации спортивного парусного судна занимает около одного месяца.