Вряд ли сейчас найдутся родители, которые даже при исключительной занятости и современных темпах жизни считают, что воспитанием ребенка должна заниматься исключительно школа. Взаимоотношения родителей и учителей – взаимоотношения союзников, занятых общим делом – воспитанием и гармоничным развитием детей, и они должны строиться на взаимном уважении. Существует несколько простых правил.

Первое правило: не критикуйте учителя в присутствии ребенка, это подрывает его авторитет, не сравнивайте нынешнего педагога с предыдущим. Кстати, это простое правило должно распространяться на всех взрослых – обсуждать их поступки при ребенке непедагогично.

Второе – не ограничивайтесь посещением родительских собраний, установите с учителем личный контакт. Самые активные родители записываются в родительский комитет, который обычно становится надежным помощником, своего рода группой поддержки учителю. Конечно, не у всех родителей есть время для такого внеклассного сотрудничества. Но поддерживать доверительные отношения с учителем просто необходимо.

Старайтесь терпеливо выслушивать педагога, не стесняйтесь задавать любые вопросы, цените желание учителя сообщить что-то новое и важное о ребенке. Тут многое зависит от вашего чувства такта, темперамента, характера и желания идти на контакт, ведь по статистике 90% педагогов – женщины, общение с которыми требует сдержанности и деликатности. Особенно, если вам кажется, что педагог в чем-то неправ. Психологи советуют в этом случае тщательно продумывать и аргументировать свои слова, а также контролировать свои эмоции, чтобы никого не обидеть. Выбирайте спокойный тон, настроенный на обдуманное выяснение обстоятельств, связанных с ситуациями, в которых ребенку может быть некомфортно, с его переживаниями. Не избегайте общения с педагогом, даже если он вам не нравится. Важно увидеть в учителе своего союзника, озабоченного проблемами воспитания вашего ребенка.

Третье. Не рассчитывайте, что все ваши проблемы решит учитель. Прислушиваясь к рекомендациям учителя, сравнивая его точку зрения со своей, попробуйте найти выход вместе.

Опрос населения «Авторитет учителя в вопросах воспитания детей» для россиян в целом достаточно высок. Так, по убеждению половины респондентов (55% родителей), в тех случаях, когда у родителей возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или другому учителю школы. Противоположной точки зрения – что этого делать не следует – придерживаются 30% опрошенных (32% родителей). Мнение жителей столицы по данному вопросу заметно отличается от мнения россиян в целом: 38% москвичей полагают, что в описанной ситуации будет правильным обратиться к учителю, а 40% убеждены, что этого делать не стоит». 
— Фонд Общественное Мнение

Конечно, из любых правил бывают исключения.

Если между родителями и учителем сложились напряженные взаимоотношения, и вы считаете, что педагог вас не понимает или неправ, то задумайтесь, почему это происходит, и как можно изменить ситуацию.

Проблемы взаимоотношений Учитель-Родитель, 

Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить?

На эти и другие вопросы вы можете найти ответы на портале Социальная сеть работников образования

Теперь рассмотрим вариант, когда мягкие способы разрешения конфликта не увенчались успехом.

В случае, когда учитель категорически не прав, например, при грубом, непедагогичном отношении к ученикам, в каких инстанциях искать защиту от школьного произвола?

Во-первых, нужно обратится к первому лицу, заведующему школьным учебным процессом, то есть, к завучу, а если это не поможет, то к директору. Вы можете написать официальное обращение к директору по существующим проблемам. Если директор школы не помог разобраться в вашем конфликте, обратитесь в городскую кризисную психологическую службу для детей. Отправьте официальное письмо в районный отдел образования объяснив, чем вызваны такие меры. Если и это не помогает, то в городской комитет по образованию. Помните при этом, что ваша цель – создать ребенку комфортные психологические условия, и вы имеете полное право требовать соблюдения учителем педагогической этики. Грубое антипедагогическое действие против ребенка недопустимо. При этом независимо от того, чем закончится ваша борьба за справедливость, оцените возможность продолжения учебы вашего ребенка в этой школе. Прислушивайтесь к советам психолога в каждом конкретном случае

Важно понять, что такие действия необходимы только в случае явного нарушения прав ребенка, психологическом давлении и кризисных школьных ситуациях. Всегда помните, что воспитание не может быть успешным, если между учителями и родителями плохие отношения.

См. также:

Культура взаимоотношений на уроке между учителем и учениками

Взаимодействие учителя с родителями первоклассников

Взаимоотношения подростков с учителями и родителями