Все родители школьников хотят, чтобы ребёнок хорошо учился и выполнял уроки не из-под палки. Однако чаще можно увидеть, что чадо не только не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Это расстраивает родителей, и это чувство передается школьнику. Почему ребенок не хочет делать уроки, и как родители могут помочь?

Лень делать «домашку»?

Ребенок ленится делать уроки. Именно так оправдывают родители детское нежелание зубрить, например, математику. Увы, лень не единственная причина. Гораздо чаще основная причина в другом.

Лень – удобное прикрытие. Если на ребенка повесить ярлык «лентяй», то он и будет вести себя соответственно.  

Родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а не изучать предмет, но в более интересном изложении. Или ребёнок не делает какие-то конкретные уроки.

Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, заставлять, угрожать, сравнивать с кем-то из одноклассников или наказывать физически. Нужно выяснить причину отказа нежелания делать «домашку». Это может быть школьная усталость, непонимание предмета, отсутствие интереса к предмету, или что-то другое.

Страх неудачи и негативной оценки

Во всех нас с малолетства «сидит» страх оценки. В ком-то он менее выражен, в ком-то – больше. Для ребенка положительная оценка родителем его действий важна в крайней степени. Важно быть хорошим мальчиком или девочкой, не расстраивать маму и папу. А хорошо учиться – значит радовать родителей. Получить тройку – значит расстраивать родителей. И некоторые родители педалируют хорошие оценки, наказывая за плохие. Заставляют детей делать домашние задания. В итоге ребенок может тихо возненавидеть школу и процесс получения знаний вообще. Но от школы-то никуда не деться, и ребенок будет на протяжении лет переживать тяжелый стресс, который в будущем непонятно во что выльется.

Есть дети, которые панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Это тоже страх оценки. Страх сделать что-либо «не так» обычно сказывается на поведении. Один из признаков  ребенка можно застать подолгу в бездействии сидящим.

Придирки учителя или требования образовательного процесса? >>

Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине.

Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же чадо боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.

Родительское собрание  строим взаимоотношения с учителем >>

Признаки школьной усталости

  1. Ученик стал хуже учиться и не может исправить неуды.
  2. На выполнение заданий, которые раньше давались легко, стало требоваться гораздо больше времени, возросло количество ошибок.
  3. Ребенок стал хуже усваивать материал, стал хуже запоминать то, что нужно выучить наизусть.
  4. Выглядит рассеянным, не может сосредоточиться.
  5. Самые очевидные признаки переутомления: синяки под глазами, бледность, головные боли, потеря в весе. Это говорит о том, что ребенок начал уставать. Признаки школьного утомления:
  6. Ребенок вял и апатичен, потерял интерес к тому, чем раньше был увлечен.
  7. Отказывается от завтрака.
  8. Ребенок заметно похудел и побледнел.
  9. Стал чаще болеть (или начал жаловаться на простуды, которых нет, или имитировать заболевание).
  10. Быстро устает без видимых причин, таких как занятия в спортивной секции, например.
  11. Часто плачет, становится раздражительным либо гиперактивным и неуправляемым, на этом фоне начинает грубить и огрызаться.
  12. Плохо засыпает и беспокойно спит.
  13. Пытается спать днем.
  14. Ухудшился почерк.

Как видите, первые 4 признака школьного переутомления соотносятся с нежеланием делать домашние задания. Подробнее о том, как бороться с этим, читайте в статье «Школьная усталость — как распознать, и как помочь ребенку справиться?»

Ребенок плохо усваивает материал и не понимает предмет

Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.

Как организовать день школьника? >>

Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Найдите интересные истории, связанные с научными открытиями или историческими событиями, знаменитыми людьми. Перескажите что-то из литературы не менторским тоном, а с юмором.

Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора.

Ребенку не хватает внимания

Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство и внимание со стороны мамы с папой. И таким образом восполнить нехватку родительского внимания.

Дайте ребенку почувствовать вашу любовь. Проявляйте больше внимания к его достижениям и хобби. Говорите ли ему о том, что любите его, и что он молодец. Чаще обнимайте. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем.

Не забывайте всегда интересоваться, как прошел очередной школьный день чада. Это будет не только приятно ребенку, но и даст родителям, в случае чего, сигнал, что что-то идет не так. Дети, над которыми издеваются в школе, отказываются рассказывать о школьных буднях или говорят о них очень кратко. Подробнее об этом читайте в статье «Ребенок – изгой в классе. Как решить проблему?»

Ребенок не делает домашние задания: заставлять или поощрять? Советы психологов

Ребенок – личность, а не уменьшенная копия родителя

Многие родители задаются вопросом: «Как заставить ребенка делать уроки?». Во-первых, не надо заставлять. Хотя это проще, и требует меньше времени, чем замотивировать ребенка в учебе. И да, детям интереснее бегать, прыгать и играть. Но они же дети, скажете вы, но ключевое слово тут – «интереснее». Родителю же нужно чтобы ребенку стало интересно учиться. И заслуга в нахождении такого интереса лежит не только на учителях, но и на самих родителей, при чем в большей степени.

Нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства чада – результат родительской работы и заботы.

К сожалению, очень часто родители смотрят на своих детей через призму собственных интересов и способностей. Если им что-то нравится, то должно нравиться и их детям. Но ребенок, – хоть и биологическое продолжение родителей, интересы у него могут быть совершенно другие. Инстинкт познания, интерес к новому заложен у каждого человека от рождения, только проявляется он по-разному: разная сфера интересов, разные формы и способы удовлетворения этого инстинкта. Родители должны это учитывать.

Важно! Если родители начинают давить, то ребенок либо смиряется и делает то, что хотят родители, без всякого интереса, либо протестует и отказывается даже от того, чего сам хотел.

Найти правильный стимул

Делать уроки – это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Для того чтобы ребенок хорошо учился, нужен стимул. Поощрение. И для каждого конкретного ребенка это поощрение – свое.

Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении или формируя ребенка под шаблон «каким идеальный ребенок должен быть». Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.

Это совет, за одно, и ответ на вопрос: «Как научить ребенка учиться?». 

При этом стоит помнить, что ребенок копирует поведение родителей. Подавайте пример. Если вы склонны откладывать дела до последнего, постарайтесь избавиться от этой привычки.