Molnet.ru - Москва Онлайн

  • 29 Ноября 2014
  • EUR 61.4108 +
  • USD 49.322 +
  • −5...−7°

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!

В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

132405 Версия для печати

Обсуждение / Дополнительные материалы

Оставить комментарий
Пользователь с таким email уже зарегистрирован на сайте.
Для входа на сайт введите пароль

Неверные логин или пароль

Оставляя комментарий к опубликованным материалам, не авторизовавшись или не зарегистрировавшись, система произведет автоматическое создание вашего профиля. Система пришлет на указанный Вами адрес электронной почты данные для входа: ваши логин и пароль. После регистрации Вы сможете создать полнофункциональный профиль пользователя и использовать все интерактивные функции портала. Для продолжения необходимо ввести слово с картинки.
Вы ввели неверный код. Пожалуйста, введите текст с изображения снова.

Комментариев: 6

  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    смешунчик 04.10.2013, 15:47 Комментарий

    Причем мы занимаемся очень много и постоянно(память очень плохая)

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    смешунчик 04.10.2013, 15:15 Комментарий

    Моей дочери 12 лет(задержка умственного развития).Разговаривать более-менее  начала в 7 лет. Даже сейчас слова коверкает. В 7 лет возили на комиссию (Ухо-горло- нос,глазной, невролог, невропатолог, шапочку делали) сказали что нужно вкоррекционную школу идти. Но у нас городок маленький и все все друг про друга знают, мы побоялись испортить ей жизнь и отправили в обычную школу. Сейчас 12 лет -учится в 5 классе (но развитие на 2-3 класс)ей очень сложно учится, не справляется с заданиями, русский -вообще болото.В классе с ней никто не дружит .Дети дразнят дурочкой. Мы с отцом очень сильно переживаем по этому поводу. я постоянно пью валерьянку -делая с ней уроки, т.к сама не может ничего сделать, не понимает. Я чувствую, что начинаю ненавидеть ее, понимаю что так нельзя, но ничего не могу с собой поделать. Понимаю что и ребенок мучается и мы. Что делать незнаю-когда мы были на комиссии нам сказали, что переводить в коррекционную школу можно до 10 лет, а нам уже 12. Помогите советом-  что делать?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    YULIYA 14.07.2013, 09:32 Комментарий

    Моему ребенку был поставлен диагноз синдром минимальной мозговой дисфункции,гиперактивность...Ему 10 лет,он учится в обычной школе с обычными детьми,но ему там очень тяжело,хоть мы учимся по обычной программе,он не справляется..Я нанимала репетира,и учительница,войдя в наше положение занималась с ним,ТЯНУЛА.ХОДИЛИ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ..Я бы хотела узнать,Мы живем в Московской области в городе Домодедово,нет ли где по близости коррекционной школы для таких детейили коррекционных классов? Заранее спасибо за ответ и совет.

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    Poboltaem 10.04.2013, 21:26 Комментарий

    В тексте существенна ошибка!
    В школе I вида обучаются глухие дети. При обучении используется язык жестов.
    В школах II вида  обучаются слабослышащие дети с остатками слуха и говорящие. При обучении язык жестов не используется. 
    Если школа I и  II вида, значит в школе разные классы с разными программами обучения.
    Понятие "глухонемые" в данном контексте использовать нельзя,  так как среди тотально глухих детей есть те, кто могут говорить. 
    Просьба к администраторам сайта исправить досадную ошибку.

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    lida190556_56 02.03.2013, 21:53 Комментарий

    У внучки аденоиды.Мать побоялась вовремя  пойти на операцию с ней.Девочке 10 лет.Был диагноз ЗПР,затем7 вид и теперь учительница сказала,что всем детям из этого класса поставили 8 вид. Я -бабушка,живу далеко от них,в другом городе.Педагог.Когда внучке было 9 лет,дочь положили на сохранение беременности и внучка и внук прожили  меня с середины августа до середины октября.Внучка ходила в школу -гимназию,зная меня как прекрасного специалиста,ее взяли в гимназический 3 класс. Мы-я и мой сын семиклассник(прекрасно учится) ежедневно по очереди занимались с ней.Я была пределно требовательно,в разной форме разивали ее.Поблажек ей в школе не давали.И за месяц-она даже по математике стала приносить 4 и5.А данная школа сильная.Ее выпускики спокойно поступают в лучшие высшие учебные заведения.Сидела рядом,заставляла шевелить мозгами и думать и делать уроки  самостоятельно. Поняла,что просто не работают с ней дома.И никакого у нее ЗПР нет.Соображает,адекватна.Ей надо больше читать и пересказывать.Словарный запас пополнять-ТОЛЬКО ЛИШЬ,Рисует прекрасно,вяжет,бальными танцами очень успешно занимается-2-3 места по региону. МНЕ КАЖЕТСЯ-УЧИТЕЛЬНИЦЕ НЕ ВЫГОДНО ТЕРЯТЬ ДАННОГО РЕБЕНКА! Внуку тоже поставили ЗПР, Когда я его просила что-нибудь нарисовать-он нарисовал только линию.Больше ничего не умел. За 3ДНЯ ОН НАУЧИЛСЯ РИСОВАТЬ ПРАВИЛЬНО ЛЮДЕЙ,ДОМА,ДЕРЕВЬЯ И Т,Д, КАК ПОНЯТЬ?!!!!!  ПЕДАГОГИ НЕ РАБОТАЮТ? Я у него проявила интерес к познаниям! Он тоже в таком-же садике..Мне кажется мои внучата попали "в порочный" круг и не могут вылезти. Дочь,это ее дети(сама училась хорошо)-просто не работает с ними.Да,проблемы есть ,как у всех детей,но не так уж запущено-если я за короткий срок многое сумела.  Скоро им на комиссию!  Как быть!!!Как мне их спасти?

    Ответить
    • 0

      Да

      Нет

      0
      Нет аватара

      ZoeZoo 11.05.2013, 07:09 Комментарий

      Я думаю, в комиссии заметят прогресс и примут правильно решение, все же там профессионалы. А если вы считаете, что детей просто запускают и таким образом ломают им жизнь, то обратитесь за помощью в опеку и попечительство, они возьмут эту семью на контроль, будут приходить и следить за тем как развиваются дети. Таким образом, возможно, предотвратить многое. 
      ЗПР вообще такой диагноз пограничный, если детьми с ЗПР заниматься, то их не отличить от детей без диагноза. И опять же, если ими заниматься, они  нормально окончить школу и поступят в институт. У меня двоюродная сестра с таким диагнозом и все у нее хорошо, окончила университет уже потому, что родители ей занимались. 

      Ответить

Обсуждение / Дополнительные материалы

Документы

  • Письмо Минобразования РФ от 4.09.97 г. № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)  Скачать (106.5 КБайт)

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) Скачать (72.0 КБайт)

  • Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Скачать (101.0 КБайт)

  • Конституция Российской Федерации Скачать (231.0 КБайт)

Ссылки

Организации

  • Окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования ГОУ № 1321

    Москва, ул. Авиамоторная, д. 30 На карте

    (495) 673-11-58

  • Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 530

    115193,Москва, 5-я Кожуховская улица, 15 На карте

    (495) 679-19-60, 279-19-60

  • Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482

    Москва, 109390, 1-я Текстильщиков улица, 5/8 На карте

    (495) 178-02-16

  • Школа № 451, Специальная коррекционная VIII вида

    Москва, Энтузиастов ш., 12 На карте

    (495) 361-21-54

  • Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №65 (для глухих детей)

    Москва, 109518, Саратовская улица, 19, стр. 1-5 (м. Текстильщики) На карте

    (495) 179-66-81

Горячие линии

  • Телефон доверия Минобрнауки России

    +7 (495) 629-52-44

  • Телефоны доверия по вопросам незаконных денежных сборов с родителей

    Департамента образования города Москвы (09.00—16.00 по раб. дн.)

    (495) 366-81-94

    Городская инспекция при Департаменте образования - прием информации о поборах в школах и детсадах (08.30—17.30 по раб. дн., пятн.- 08.30—16.15) (495) 366-68-50

    По вопросам поборов в школах и детсадах в управлениях образования административных округов города Москвы:

    ЦАО (495) 915-05-40

    САО (495) 456-51-83

    СВАО (495) 619-10-17

    ВАО (495) 963-55-35

    ЮВАО (495) 350-07-22

    ЮАО (499) 614-88-50

    ЮЗАО (499) 120-31-56

    ЗАО (499) 249-08-86

    СЗАО (495) 947-77-20

    ЗелАО (499) 735-44-49

  • Телефон доверия Департамента образования города Москвы

    (495) 366-70-94

Справочные услуги

Статьи

Гос. услуги

Смотрите также

Обсуждения

Создан Центр содействия трудоустройству скращенных медработников

Нисколько не удивлен, столичные власти уже завоевали мое доверие, так...

От реформы здравоохранения в Москве объем и качество медпомощи не пострадают - глава Мосгорздрава

Радует, что в итоге реформа обернулась положительными изменениями. До последнего...

Сергей Собянин: Общественный транспорт Москвы станет самым современным в Европе

Здорово, что новые метровагоны закупают! Вагоны "Ока" на Калининской и...

В Москве построили четыре новых районных суда

Современные здания суда необходимы для рассмотрения дел!

Темы

Обновления