Molnet.ru - Москва Онлайн

  • 18 Сентября 2014
  • EUR 49.6923
  • USD 38.3724
  • 15...17°

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!

В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

114506 Версия для печати

Обсуждение / Дополнительные материалы

Оставить комментарий
Пользователь с таким email уже зарегистрирован на сайте.
Для входа на сайт введите пароль

Неверные логин или пароль

Оставляя комментарий к опубликованным материалам, не авторизовавшись или не зарегистрировавшись, система произведет автоматическое создание вашего профиля. Система пришлет на указанный Вами адрес электронной почты данные для входа: ваши логин и пароль. После регистрации Вы сможете создать полнофункциональный профиль пользователя и использовать все интерактивные функции портала. Для продолжения необходимо ввести слово с картинки.
Вы ввели неверный код. Пожалуйста, введите текст с изображения снова.

Комментариев: 31

Комментарии 1–15 из 31Первая | Предыдущая | Следующая | Последняя

  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Вопрос

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Комментарий

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Комментарий

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Комментарий

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить
  • 0

    Да

    Нет

    0
    Нет аватара

    ABA 15.09.2014, 14:36 Комментарий

    возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в одном классе?

    Ответить

Комментарии 1–15 из 31Первая | Предыдущая | Следующая | Последняя

Обсуждение / Дополнительные материалы

Документы

  • Письмо Минобразования РФ от 4.09.97 г. № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)  Скачать (106.5 КБайт)

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) Скачать (72.0 КБайт)

  • Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Скачать (101.0 КБайт)

  • Конституция Российской Федерации Скачать (231.0 КБайт)

Ссылки

Организации

  • Окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования ГОУ № 1321

    Москва, ул. Авиамоторная, д. 30 На карте

    (495) 673-11-58

  • Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 530

    115193,Москва, 5-я Кожуховская улица, 15 На карте

    (495) 679-19-60, 279-19-60

  • Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482

    Москва, 109390, 1-я Текстильщиков улица, 5/8 На карте

    (495) 178-02-16

  • Школа № 451, Специальная коррекционная VIII вида

    Москва, Энтузиастов ш., 12 На карте

    (495) 361-21-54

  • Государственное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №65 (для глухих детей)

    Москва, 109518, Саратовская улица, 19, стр. 1-5 (м. Текстильщики) На карте

    (495) 179-66-81

Горячие линии

  • Телефон доверия Минобрнауки России

    +7 (495) 629-52-44

  • Телефоны доверия по вопросам незаконных денежных сборов с родителей

    Департамента образования города Москвы (09.00—16.00 по раб. дн.)

    (495) 366-81-94

    Городская инспекция при Департаменте образования - прием информации о поборах в школах и детсадах (08.30—17.30 по раб. дн., пятн.- 08.30—16.15) (495) 366-68-50

    По вопросам поборов в школах и детсадах в управлениях образования административных округов города Москвы:

    ЦАО (495) 915-05-40

    САО (495) 456-51-83

    СВАО (495) 619-10-17

    ВАО (495) 963-55-35

    ЮВАО (495) 350-07-22

    ЮАО (499) 614-88-50

    ЮЗАО (499) 120-31-56

    ЗАО (499) 249-08-86

    СЗАО (495) 947-77-20

    ЗелАО (499) 735-44-49

  • Телефон доверия Департамента образования города Москвы

    (495) 366-70-94

Справочные услуги

Статьи

Гос. услуги

Смотрите также

Обсуждения

Каждый вид общественного транспорта получит свой цвет

Красный цвет вагонов метро вызывает сомнение.. было бы здорово покрасить...

Максимально разрешенное превышение скорости в Москве ограничат 10 км/час

Опять наша доблестная полиция голодает, мало им поборов с организаций...

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

возможно ли обучение детей 7 вида и 8 вида в...

Водитель BMW напал в Москве с ножом на пешехода

предлагаю запретить водителей черных бмв. понятно же что все дело...

Темы

Обновления