17 марта в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) медиаторы столичных школ обсудят, как снизить агрессивность среди детей и подростков, разрешать конфликты школьников с помощью службы медиации без ссор и драк.

В МГПУ 17 марта прошел круглый стол «Внедрение инновационных технологий в процесс развития социальной активности обучающихся в образовательных организациях Университетского округа», а одной из таких технологий в школе является медиация.

В школе №2075, одной из первых в Москве, служба по разрешению конфликтов - медиация, существует почти полгода. «В отличие от службы примирения, система, которая также развивается в школах, задача медиация кроме разрешения конфликтов учить детей справляться с эмоциями, понимать свои интересы, слышать и чувствовать собеседника», - рассказывает педагог школы 2075, тренер-медиатор Службы школьной медиации, к. пед. наук Ирина Путалова. Служба медиации это не скорая помощь: что-то случилось, проработали, исправили, а школа здорового образа жизни, где учат выстраивать отношения по принципу конструктивного сотрудничества и психологического комфорта.

В школе №2075 для учеников создана система обучения медиаторов, где ребят учат понимать, что такое хорошо. «Занятия проходят после уроков и по субботам, - рассказывает Ирина Путалова. – Сначала теоретический блок - основы психологии, тактика постановки вопросов, ведение переговоров. В практическом блоке проходит разбор конкретной проблемы. Мы работаем с эмоциями. Учим детей их проигрывать, проживать в постановочном конфликте, выходить из трудных ситуаций, дети получают опыт без психологической травмы».

На занятиях ребята приобретают навык медиатора–посредника, который помогает решать конфликты. «На днях шестиклассник выступил в роли медиатора. Сам проработал конфликт между одноклассниками, - говорит Ирина. – Конфликт был учебный и «разразился» на занятиях школы медиаторов, но суть не меняется: мальчик справился блестяще».

Пока юные медиаторы учатся, с реальными школьными случаями работает Ирина. Подрались пятиклассник и шестиклассник, сразу помирились и разошлись. О драке узнала сестра пятиклашки, встретила обидчика брата и ударила его. Объяснительную писала с сознанием собственной правоты. После беседы с медиатором девочка свою позицию изменила. «Я не знаю подробностей разговора, но не раз наблюдала, как беседы наводили порядок в головах, расставляли всё по местам», - рассказала директор школы 2075 Евгения Андриевская.

Ирина Путалова объяснила, что школьница была уверена: конфликты решаются силой. Других способов и средств она не знала, ее никто этому не учил. В ссоре ребят она могла бы выступить посредником в урегулировании спора. Такая роль понравилась ей больше.

В школе медиаторов учат выходить из сложных ситуаций и понимать, откуда они возникли. Оказывается, причины часто кроются в неудовлетворенных потребностях. Мысль очевидная, но мало кто в разгар конфликта об этом вспоминает. «Начиная занятия, я спрашиваю, как ребята себя чувствуют, как настроение, - говорит Ирина. – Важно, чтобы они научились осознавать свои потребности, фиксировать дискомфорт. Это поможет избежать обострения в отношениях с окружающими». Мальчик бьет девочку. Выясняется: он в нее влюблен. Парень на уроках крутится и всем мешает. Оказывается, стол низкий, стул неудобный. Разобравшись в причинах, легче найти решение проблемы.

«Медиация строится на позитиве, - рассказывает Ирина Борисовна. – Фразы подбираются так, чтобы вывести человека на новый эмоциональный уровень. Ребята, разбирая конфликты, понимают, какие слова произносить нельзя, чтобы не усугубить ситуацию, а какие надо повторять чаще». Такие навыки пригодятся не только при решении проблем с одноклассниками и учителями, но будут востребованы всю жизнь. «Детей не учат жить в социуме», - сокрушается Ирина Путалова. - Я не психолог, а играющий тренер и вместе с детьми погружаюсь в проблему, чтобы проработать, найти выход и алгоритм поведения при конфликте, создать базу навыков, как его самостоятельно урегулировать».

В европейских странах служба медиации существует не первое десятилетие. В США перед разводом все проходят спецкурс медиации, что сохраняет многие семьи. В детсадах Скандинавии дошколят обучают методике выхода из конфликта, а у нас система только зарождается, многие еще путают медиацию с медитацией. В школе №2075 служба работает полгода, и ни у кого не возникает сомнений в ее полезности. Ирина Путалова и замдиректор школы 2075 Елена Лагода предлагают на сайте школы создать тревожную кнопку, чтобы каждый мог обратиться за помощью к медиаторам, а еще выйти из стен школы, помогать решать конфликты жителям. «У взрослых немало проблем, но они не умеют их решать, - делится Ирина Путалова. - Конфликты в трудовом коллективе, дележ имущества, развод – чаще всего люди прибегают к услугам адвокатов, а причина конфликта остается. Медиация как современный гаджет: новый взгляд на жизнь, работа с эмоциями, то, что помогает не выживать, а жить полноценно и с удовольствием!»