В ходе общегородского педсовета столичный градоначальник огласил данные международного рейтинга PISA, по результатам которого московские школы вошли в топ-10.
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил тот факт, что, по сравнению с непосредственно развитыми странами мирового сообщества, Москва показала отличные результаты по таким направлениям, как математическая и читательская грамотность.
«Результаты, которые были получены в этих исследованиях, просто были поразительны», — отметил Собянин.
«С удовлетворением могу отметить, что все московские школы подтвердили превышение показателей качества образования в сравнении со среднероссийскими. Это объясняется и большими возможностями, которые имеются в Москве», — отметила директор общеобразовательной школы Любовь Духанина.
По мнению Собянина, столь высокие показатели можно соотнести с улучшением финансирования и материальной базы системы образования столицы.
Основными факторами обеспечения высокого качества школьного образования в Москве являются:
система финансирования школ по единым подушевым нормативам в зависимости от количества учащихся (деньги следуют за учеником), что позволяет всем учебным заведениям нанимать квалифицированные педагогические кадры;
эффективная система оплаты труда педагогов, стимулирующая качественную и результативную работу;
создание крупных образовательных центров, которые предоставляют учащимся максимально широкий выбор образовательных траекторий, профилей обучения и т. п.;
регулярное переоснащение школ современным учебным оборудованием;
комплексная интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, использование возможностей городской среды для обучения и развития школьников;
система мотивации к достижению высоких образовательных результатов на уровне отдельных школьников (олимпиады), учителей (премирование за высокие образовательные достижения учеников) и школ в целом (рейтинги, гранты);
система независимой диагностики качества образования, начиная с первых классов школы, позволяющая выявлять и при необходимости корректировать образовательные результаты школьников на максимально раннем этапе;
участие родительской общественности в управлении школами (управляющие советы).
В мае 2016 г. Правительство Москвы в сотрудничестве с Директоратом образования и учебных достижений Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провело первое исследование качества образования в школах города Москвы по стандартам PISA.
Тесты PISA призваны оценивать функциональную грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в таких сферах, как чтение, математика и естественные науки. Акцент в тестах сделан на выявлении творческих навыков учащихся, критического мышления и способностей решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях.
В общей сложности тесты PISA включают 141 вопрос, в т. ч. 47 вопросов по чтению, 40 вопросов по математике, 54 вопроса в сфере естественных наук.
Программа PISA действует с 2000 г. и в настоящее время охватывает 65 стран-членов ОЭСР и сотрудничающих с этой международной организацией государств (в основном, развитые или успешные развивающиеся страны с сильными системами школьного образования).
Общее тестирование проводится 1 раз в 3 года по выборке, включающей более 500 тысяч учащихся.
В тестировании приняли участие более 42 000 учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в Москве 630 школ). В основном, в тестировании принимали участие ученики 9-х классов, в меньшей степени — 8-х и 10-х классов.