27 сентября в Cube.Moscow открываются 15 новых выставок современного искусства.

Малышев Евгений. Семейное фото №1. 2023

27 сентября — 7 ноября 2023
Выставка Евгения Малышева (JöN) «Редкие виды», 159F Gallerie

159F Gallerie открывает выставку калининградского стрит-арт художника и живописца Евгения Малышева (JöN). Представленные в проекте холсты композиционно состоят из трех пластов — реалистического, коллажно-цифрового и символического, — каждый из которых смешивается с другим.

На первом уровне перед зрителем предстает пейзаж Балтийского моря и искаженные артефактами нейросетей изображения людей на фоне него. С одной стороны, они выглядят как герои узнаваемого типа фотографий на память о морском отдыхе, с другой — становятся эпитомами счастливых и непременно широко улыбающихся людей с растиражированных рекламных образов и стоковых картинок. Помехи, проступающие сквозь их тела и едва угадываемые лица, морской пеной разлетаются по холсту, оставляя острые фрактальные следы.

Второй пласт работ Евгения — сотканный с помощью коллажной техники и за счет того, как взаимопроникают цифровые элементы в материальную среду. По словам художника коллаж как медиум — скорее, следствие, чем осознанный выбор. Следствие глобальных и узнаваемых культурных феноменов и наслоений, влияния разных цивилизаций друг на друга.

Символичность — третий пласт произведений Евгения Малышева — проявляется в том, что художник создает внутри сюжета картины целостную систему отсылок, которая, впрочем, не закрывается от зрителя, а приглашает его присоединиться к своеобразному живописному гипертексту. Герои на фоне море представлены в позах, свойственных манере романтизма, колючесть их дигитализированных помех походит на узоры старинных кенигсбергских керамических плиток или на логотипы метал-групп.

Евгений Малышев рассматривает место и контекст как лоскутный материал из разных наслоений и следов. И если пространство — это архиватор культуры, то задача художника — распахнуть перед современностью двери этих архивов.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка объединения ВГЛАЗ «Гламурный андерграунд», Syntax Gallery


Дмитрий Кавка. Лучшие трюки для начинающих скейтбордистов № 6

В большом выставочном зале Syntax Gallery открывает выставку культового художественного сообщества ВГЛАЗ, объединяющего порядка 20 авторов, —  «Гламурный андеграунд», в названии которого зашифрован шуточный оксюморон, обыгрывающий роль искусства в современном обществе и место проведения выставки: арт-пространство Cube.Moscow, располагающееся на минус втором этаже отеля The Carlton. 

Возникновение независимого объединения ВГЛАЗ берет свое начало в 2010 году, когда художники Гоша Острецов, Георгий Литичевский, Люда Константинова, группа Еликука и группа  «ПГ» заняли мастерские в расселенных коммуналках дома в Лебяжьем переулке. Чуть позже к сообществу присоединились художники Сергей Пахомов, Викентий Нилин, Дарья Кротова, Ирина Корина, Ольга Божко, Ольга Кройтор, Дмитрий Булныгин, Наташа Стручкова, Кристина Ятковская, Петр Быстров, Роман Савченко, Дмитрий Кавка.

Гоша Острецов придумал проводить дни открытых дверей в мастерских — так называемые «художественные среды», где раз в неделю демонстрировались новые работы. Тогда же была сформулирована художественная концепция объединения — сложный нарратив, яркая визуальная образность и немного панковский драйв — в противовес популярному в тот момент интеллектуальному концептуализму. 

Выставки сообщества ВГЛАЗ проходили в Москве, Женеве, Маастрихте и Граце, работы шести художников приобрел для своей коллекции Чарльз Саатчи и показал их в Лондоне в 2012 году на выставке Gaiety Is the Most Outstanding Feature of the Soviet Union

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка Людмилы Константиновой «Добро пожаловать или Go to Hell», Syntax Gallery (18+)


Людмила Константинова. Go to Hell. 2023

Еще один новый проект Syntax Gallery — персональная выставка Людмилы Константиновой. Художница — мастер живописной обманки, trompe l’oeil в широком смысле: изображение часто оказывается не тем, чем кажется, а в названиях кроется уже совсем неожиданный сюжетный твист. Художественный метод Людмилы Константиновой можно описать как ироническое переосмысление стилистики разных направлений, от авангарда до концептуализма, сквозь призму жизненного опыта поколения, повзрослевшего в 1990-е.

Ностальгически перебирая традиции Эрика Булатова и Ильи Кабакова, внезапно «заворачивая» их в меланхолический реализм Эдварда Хоппера или магический реализм Джорджии О’Кифф, художница обращается не к лозунгу, не к бытовой фразе, а к устойчивым формулам вежливости, унылым эвфемизмам и безличным предложениям, рефлексируя над категориями абсурда современности. 

27 сентября — 8 ноября 2023
Выставка Марины Пчеляковой «Разделение», Cube.Market


Марина Пчелякова. ПУТЬ. 2022

Cube.Market представляет персональную выставку Марины Пчеляковой «Разделение». Особое место в художественной практике Марины Пчеляковой отдано воспоминаниям: заимствуя сюжеты из детства, личных переживаний и потрясений, она наблюдает за тем, как избирательна память. Отталкиваясь от своих воспоминаний, художница воспроизводит их на холсте многообразием символов и образов, размышляя о том, как одна, с виду незначительная деталь, способна вернуть вас в прошлое и вызвать новые эмоции.

На выставке будут представлены работы из новой серии — «Одиночество вдвоем», а также из серии  «Что делает тебя тобой». Работы, вошедшие в экспозицию, посвящены темам человеческих взаимоотношений и проблемам самоидентификации. Используя намеренно искаженные формы и сюжетную многослойность, скрытую в яркости цветовых форм и экспрессивной манере повествования, художница всегда оставляет зрителю пространство для свободной интерпретации и домысливания. 

Куратор: Кети Богомаз.

27 сентября — 2 ноября 2023
Выставка Андрея Волкова Suspense, PA Gallery


PA Gallery представляет персональную выставку одного из ключевых современных российских абстрактных художников Андрея Волкова Suspense.

Нефигуративные полотна Андрея Волкова, несмотря на видимое отсутствие сюжета, подобны кинематографу. Сталкивая на картинах контрастные цвета или, напротив, составляя сложные цветовые гармонии, накладывая красочные слои друг на друга, художник ведет сложный рассказ о живописи как таковой и о ее психоэмоциональном воздействии на зрителя.

В новой серии работ основным чувством, которое Андрей Волков транслирует зрителю становится непроговариваемая тревога, напряженное ожидание с неизвестным финалом. В кинематографе этот прием обычно называют саспенс. Его классики Альфред Хичкок, Стенли Кубрик, Дэвид Линч наглядно продемонстрировали способы добиться возникновения у зрителя чувства смутного беспокойства: неясные звуки, мерцающий свет, пустотность кадра, затянутые паузы, бессобытийность. Все эти приемы позволяют максимально вовлечь зрителя в происходящее.

Мастерски владея визуальным арсеналом абстрактной живописи, Волков, подобно режиссеру, добивается особого психофизического воздействия произведений на зрителя. Мерцающая глубина полотен как кинокадр концентрирует в себе психологическое напряжение. Вместо заостренных эмоций актера в руках художника драматургия красочных масс. Роль монтажных склеек играет сложная структура слоев, наложенных тонкими лессировками. Функции тусклого света кинотриллеров берет на себя палитра — темные, густые тона контрастно подчеркнуты обилием насыщенного красного. Красочная масса накапливает в себе опыт человеческого переживания времени, проявляя себя как одухотворенная субстанция.

27 сентября — 8 ноября 2023
Выставка фотографий Душана Релина «Тонкая грань», pop-up проект


Автор фотографических работ, представленных на выставке, Душан Релин родился в Сербии и долгое время жил и работал в Нью-Йорке. Как и многие легендарные фэшн-фотографы, он начинал карьеру в качестве ассистента, работая с Крейгом МакДином. Набравшись опыта, Релин отправился в сольное плавание. В его объективе побывали Ванесса Паради, Сальма Хайек, Джесика Честейн, Меган Фокс, Шарлиз Терон, Уиллем Дефо, Ева Мендес, Джулиана Мур, Ева Грин и многие другие знаменитости. На счету мастера десятки обложек мирового глянца: Vogue, Elle, Numero, Interview, W Magazine, GQ, Visionaire, ID, Hunger, Dazed and Confused. Кроме того, Релин снимал рекламные кампании для Gucci, Chanel, Yves Saint Laurent, Givenchy, Cartier, Nike, Adidas, Missoni, MaxMara, Lancome, Estee Lauder, l’Oreal и других мировых брендов. Он же выступил автором нескольких музыкальных клипов (Massive Attack, Ванессы Паради) и рекламных роликов (Max Factor, Lolita Lempicka). Работы Душана Релина выставлялись в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, а также на выставах в Осло, Париже и Белграде.

Проект «Тонкая грань» — первая индивидуальная выставка фотографа в Москве. На ней он представит 29 работ, созданных на разных этапах творческой жизни. Главными героями уникальных кадров стали звезды экрана. Каждый портрет станет отражением неразрывной связи кино, моды и фотографии — взаимопроникающих видов искусства.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка Алексея Ланцева «Форма апреля — прозрачность сентября», галерея «КультПроект»


Алексей Ланцев. Пролеска в апреле. 2023

Осенний сезон галерея «КультПроект» открывает персональной выставкой  художника Алексея Ланцева – «Форма апреля – прозрачность сентября».

В центре внимания автора — «абстрактные натюрморты». Художник исследует взаимоотношения цветовых пятен и линий, находя самые точные по экспрессии и выразительности композиционные соотношения.

В процессе работы художником движет как энергия спонтанного жеста, так и позитивная импульсивность собственного характера, наложенные на уникальное природное чувство цвета и света. На выставке будут продемонстрированы новые работы в области творческих экспериментов в нахождении соотношений массы предметов, фона, черной линии и цветового пятна. Новый цикл работ лаконичен, точен, выверен и минималистичен. Натюрморты опираются на обобщенные предметные формы, балансирующие на грани узнавания и  абстракции, дают простор для зрительского воображения, формируют вибрирующую световую среду с яркими цветовыми акцентами. Некоторые из работ входят в парные диалоги, которые развивают контрастные ощущения цвето-световой среды, например «утро» и «вечер»; пары составлены как из работ с узнаваемым фигуративом, так и свободных экспрессивных холстов, являющихся квинтэссенцией уникального авторского стиля.  

Алексей Ланцев: «Иногда идешь навстречу традиции, а иногда в противоположном направлении, удаляясь от неё. Эскизы для этого проекта собраны в середине весны и начале осени. Несколько этюдов появились во время апрельской поездки по Италии, другие позже, в сентябре, в нашем саду в Подмосковье.

Иногда я сознательно делаю то, чего не знаю. Характер этого метода всегда музыкальный, немного спонтанный. Он благотворно влияет на другие жанры в моём творчестве. Большинство активно работающих авторов согласны с тем, что художник не должен быть заложником собственного стиля, тем более приема или метода. Как это осуществить на практике — решает каждый для себя индивидуально.

Отбросив мелкие детали, могу поделиться своим опытом и выделить для начала три элемента.

Первый — впечатление от увиденного. Яркое впечатление от увиденного или пережитого играет очень важную роль в работе, но не решающую.

Второй — исследование и эксперимент. Чтобы продвинуться вперед, должен появиться и сформироваться сценарий, последовательность действий; возможно, стратегия работы с материалом: именно с красками, кистями, пигментами. Мне важно понять, как они поведут себя на холсте, предугадать скорость их движения и остановки. Это интересный процесс, и в нём возможны сюрпризы — как приятные, так и не очень.

И третий элемент — это игра, импровизация, принятие неожиданных решений и максимальное доверие своим рукам и сознанию. Все три элемента включаются одновременно, приводя порою к неожиданному результату, который мы здесь и видим».

Кураторы: Юлия Манусевич, Ирина Солнцева.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка Андрея Люблинского, галерея ЛУЧ


Андрей Люблинский. Я так вижу

Андрей Люблинский создает уникальные вселенные, населенные мифологическими существами. Художник известен своими паблик-арт проектами и тиражными работами. Одни из его самых запоминающихся персонажей — «Красные человечки» (Музей современного искусства PERMM, Пермь) и герои серии «Кто они?». 

На персональной выставке в галерее ЛУЧ будет представлено интерьерное направление в его творчестве: лентикулярная печать, печать на дереве, пластификации, скульптуры «домашнего» формата из дерева и металла, барельефы, ковер.  

Эта небольшая, но очень насыщенная образами, ретроспективная выставка объединит работы десяти серий, имеющих свои отличительные и очень узнаваемые черты: GoodBad, Тихое пастбище, Приключения Казимира, Простые пейзажи, «Я так вижу» и др. На открытии выставки состоится премьерный показ героев новейшей серии «Спортсмены».

Андрей Люблинский занимается исследованием языка популярной культуры, работает на стыке современного искусства и дизайна, размывает грань между «художественным жестом» и проектированием, продолжает направления и поиски супрематизма и поп-арта.

Постоянная работа с векторной графикой и трехмерными объектами привела его к идее разработки «универсальных конструкторов», позволяющих уверенно вторгаться в самые разнообразные сферы как традиционного, так и актуального искусства.

21 сентября — 6 ноября 2023
Выставка Олега Котельникова «Памяти Тимура Новикова…», Arts Square Gallery


Олег Котельников. Серия Картинки к вечеринке

Arts Square Gallery представляет выставку произведений Олега Котельникова «Памяти Тимура Новикова..». Олег Котельников — важнейшая фигура в истории ленинградской андеграундной культуры, один из самых интересных художников-музыкантов и поэтов современности, создающий оригинальные произведения в различных стилях. 

Олег Котельников родился в Ленинграде в 1958 году, а с конца 1970-х годов  активно занимается живописью и выставочной деятельностью. Позже участвовал в выставках совместно с другом Тимуром Новиковым, с которым практиковал новую музыку со школьной скамьи. В 1982–1987 годах Олег Котельников входил в группу «Новые художники». 

Художник-авангардист и неутомимый экспериментатор, заставивший зрителя взглянуть на музыку и художественное творчество по-новому. В работах прослеживается  сочетание уникального стиля живописи и глубокий смысл музыки —  наложение звуковых и музыкальных мотивов на слои красок и материалов, которые создают сложную стилизацию. Работы Котельникова представляют анархический праздник жизни, который был у художников и музыкантов его круга в эпоху ленинградского андеграунда. 

Художник обращается к разным техникам — живописи, акварели, коллажу. На выставке представлен образ Тимура Новикова в современном искусстве, в разных техниках - от классического образа до модернисткого. Яркие работы  Олега Котельникова отображают художественную и политическую жизнь, которая стремительно меняется, появляются новые направления и стили. Каждая работа является своеобразным откровением и отображает характер  Тимура Новикова.

Произведения Олега Котельникова находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Центра Помпиду (Париж), Музея нонконформистского искусства (Санкт-Петербург).

27 сентября — 20 ноября 2023
Групповая выставка «Исследуя красоту», Postrigay Gallery


Ника Черняева, Sobaka 1, из серии Press-clipping, 2022

Выставка раскрывает бессознательный диалог человека с искусством на уровне реакций и инстинктов. Перед зрителями предстанет девять работ самых разнообразных художников  — в их числе Инфантэ-Арана Франциско, Ника Черняева, Вика Бегальская, Александр Вилкин, Андрей Ефимов и другие. В своих работах художники подсвечивают принципы реакций нашего мозга на искусство через призму науки нейроэстетики.

Куратор: Мария Панек.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка Марии Пинус «Сухой пруд», Most Wanted Gallery


Мария Пинус. Попытка#2 из серии Removals. 2023

Most Wanted Gallery открывает персональный проект Марии Пинус. Серия работ, получившая название «Сухой пруд», представляет собой визуальное исследование сложных деталей и отдельных частиц, из которых складывается понятие пустоты в окружающем человека пространстве и его ментальной сфере. 

Большая часть практики Марии Пинус — работы на улице, живопись в условиях города. Для художницы важно его устройство в целом и отдельных элементов, город как природная система / пищевая цепочка, уникальные свойства разных районов, аномалии и слепые пятна. Художницу привлекает «искусственное, игрушечное, то что притворяется настоящим, игры, подвохи и муляжи вокруг, которые мы замечаем или нет».  

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка Ивана Хрящикова «Категории», галерея M.A.R.S.H


Галерея M.A.R.S.H. представляет персональную выставку выпускника института База, участника группы ПНИ Ивана Хрящикова. В рамках проекта можно увидеть серию концептуальных работ, которая строится вокруг исследования базовых понятий, конструирующих наше представление о реальности.

Первым произведением серии стала инсталляция «Верх-низ». Работа превращает абсурдный объект в прибор для удостоверения каждого в адекватности его мироощущения. Шарик на ниточке предлагает, воспользовавшись им в соответствии с инструкцией, определить, где находится верх, а где низ. Объективация очевидных, как бы растворенных в нашей повседневности отношений между предметами, составляющими фон нашего существования и нашим собственным телом как вещью среди вещей является характерной чертой носпектакулярной художественной практики Ивана, которая актуализуется и в более широком контексте концептуального искусства.

Смысловым центром выставки является понятие «категории» введенное Аристотелем для описания наиболее общих форм человеческого мышления. Эти принципы мышления лежат в основе того механизма в нашем сознании, который формирует перед нами картину окружающего мира, оставаясь, при этом, скрытым в тени этого самого мира. Работы Ивана обнаруживают некоторые из таких базовых категорий, которые изнутри нашей повседневности кажутся нам наиболее очевидными и банальными, однако именно за их кажущейся самоочевидностью скрывается подлинная реальность.

Куратор: Роман Шалганов.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка Вадима Тишина «Конец квартиры №50», Kupol Gallery


В серии «Мастер и Маргарита», состоящей из текстильных арт-объектов, ковра, а также графики, Вадим Тишин осмысляет и интерпретирует в авторской художественной манере творческое наследие Михаила Булгакова, обращаясь в произведениях искусства к наиболее известному роману писателя. Таинственную и мистическую атмосферу произведения Михаила Булгакова художник синтезирует из разнородных мерцающих тканей и бархата, а также монохромности графических работ.

Вадим Тишин не стремится дословно иллюстрировать литературное произведение или воссоздать его реальность, собирая свои арт-объекты «по кускам» и фрагментам как аппликации из обрывков материй и впечатлений, оставшихся у художника от наследия Михаила Афанасьевича Булгакова.

Графические работы художника также лишены деталей, они немногословны, но многозначительны и визуально близки к языку абстрактной аппликации. Из этой ускользающей абстракции зритель выхватывает узнаваемые им образы и силуэты знакомых персонажей романа.

Имея в виду существующие многочисленные экранизации, постановки и иллюстраций романа Михаила Булгакова, Вадим Тишин уходит от чрезмерной конкретности. Оставляя простор для воображения, художник тем самым оживляет мир писателя и позволяет по-новому воспринять и осмыслить давно знакомое произведение.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка «Транслятор бессознательного», галерея и арт-магазин Cubed


Катя Белявская. Мечи. Венецианское Таро

Галерея и арт-магазин Cubed открывает выставку «Транслятор бессознательного», состоящую из тиражных цифровых рисунков карт, созданных современными российскими художницами Катей Белявской, Лялей Вагановой, Агатой Крыловой и Соней Шпигель.

Катя Белявская начала работать над «венецианской» колодой карт Таро во время пандемии, когда поездки в любимую художницей Венецию были невозможны. Спустя три года, колода из 78 карт, наконец, готова и может отчасти заменить путешествие в Венецию, мечту о котором все еще сложно реализовать. На выставке представлены 20 цифровых рисунков серии.

Путешествие в Никола-Ленивец Калужской области также обязательно для любителей искусства, как и в Венецию, но гораздо более реалистично! Специально к фестивалю 2023 года «Архстояние: Игра в предсказания» команда арт-парка попросила трех художниц – Лялю Ваганову, Соню Уткину и Соню Шпигель — нарисовать рисунки к колоде метафорических карт. Получилась колода из 90 карт, которые изображают те или иные арт-объекты Никола-Ленивца. На выставке представлены избранные работы серии — 20 цифровых и оцифрованных рисунков в исполнении Ляли Вагановой и Сони Шпигель.

Уловив тренд на метафорические карты, юная художница Агата Крылова (Krylovko) создала свою «котофорическую» колоду под названием Fortune feelings feline cards. Колода состоит из 24 карт, нарисованных Агатой пальцем в графической программе для смартфонов. Карты представлены на выставке в формате тиражных листов, а колода издана специально к выставке ограниченным тиражом.

Несмотря на то, что карты Таро используются для гадания с конца 18 века, а метафорические ассоциативные карты разработаны как психологическая методика в конце 20 века, и те, и другие могут являться эффективным инструментом самопознания в руках профессионалов. На выставке зрителям будет предложен самый легкий, игровой вариант поиска ответа на поставленный вопрос с помощью карт.

27 сентября — 5 ноября 2023
Выставка «Астатичность», галерея МонАрт


Юля Гольдман, Спокойствие кормит, 2020

Новый резидент арт-платформы Cube.Moscow галерея МонАрт открывает коллективную выставку «Астатичность». В рамках проекта художники размышляют о том, что человек самой природой создан для существования в устойчивости и симметрии — но некоторые системы все же другие.

Иногда они немного шатаются, иногда напряжены, но они существуют. И в них есть люди: они танцуют на кончиках пальцев, скачут на лошади, борются со стихией. Они ожидают чего-то за поворотом и готовы упасть, но пока не упали, они живы.

Люди с древности размышляли о способах преодоления неустойчивости. В античности родилась идея атараксии — состояния душевного покоя, невозмутимости ума, безмятежности. Скептики считали, что путь к атараксии лежит в эпохэ — воздержании от суждений, безоценочном наблюдении сущности предмета. Стоики вели к атараксии через апатию – бесстрастие, избавление от страстей и сильных эмоций. Эпикурейцы учили, что путь к атараксии – преодоление страха перед смертью и богами, через познание смысла бытия.

Иными словами, победа над нестабильностью — это не всегда поиск стабильного места. Это осознанность, преодоление страхов, концентрация внутри себя. И тогда можно ничего не искать.

Куратор: Инна Мурашева. 

Входные билеты в пространство