Без малого бизнеса невозможно развитие экономики. Такие организации не только создают дополнительные рабочие места, они совершенствуют всю экономическую структуру города. Малый бизнес мобилен, легко видоизменяется, именно через эту нишу в общество проникают всевозможные инновации. Формально Московские власти осуществляют поддержку малого бизнеса, однако затраты на развитие крайне невелики.

К тому же для развития предпринимателям необходимы не только деньги, но и консутальционная поддержка, а также помощь с продвижением товаров и услуг. Перед малым бизнесом в настоящее время стоит множество проблем – насколько эффективным может быть их решение, покажет время.

Проблемы

Помимо трудностей с арендой, проверками и получением кредита на развитие бизнеса, самой большой проблемой для малого предпринимателя были и остаются налоги. Структура российского Налогового Кодекса настолько сложна, что предприниматели часто ошибаются при расчете по многочисленным сборам и акцизам. В результате за неуплату в срок приходится платить пеню. В условиях, когда нормативные документы чрезмерно сложны, а законодательная база нестабильна, малому бизнесу существовать крайне сложно. Высокая ставка налога на прибыль и сложность налоговой отчетности приводит к тому, что предпринимателям приходится искать лазейки в законах. Официальная регистрация предприятия приводит к столь значительным расходам, что редкий малый бизнес переживает год после своего открытия.

Помимо налогов и бумаг большой проблемой для малого бизнеса был и остается поиск инвестиций. Банки за свои кредиты просят чрезмерно высокий процент – не нравится, иди, проси государственных субсидий.

Перед малыми предпринимателями в Москве, как правило, стоит еще одна большая проблема, которую крайне трудно решить – аренда помещения. Завышенная арендная ставка приводит к тому, что малый бизнес постепенно уходит из столицы. К тому же высокая арендная плата в результате отражается и на стоимости продукции. Малым предпринимателям трудно конкурировать с крупными торговыми сетями.

Законы

В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2012-2015 годы) Правительства Российской Федерации назвало развитие малого предпринимательства одной из приоритетных задач.

Изменения налогового законодательства в 2015 году должны были улучшить налоговое администрирование и ускорить техническое обновление производства. Налоговые каникулы, упрощение системы проверок, доступ к госзакупкам – все эти меры должны были упростить жизнь малого бизнеса. Однако кроме определенных законодательных послаблений, был введен и ряд инициатив иного рода. Так, например, для предприятий, работающих в сфере общепита, более чем в два раза увеличены штрафы за несоблюдение санитарных норм и нарушений прав потребителей. Для ИП и малых предприятий штрафы составят от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

В настоящее время мошенничество в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ) считается тяжким преступлением, а в сфере предпринимательства (ст. 159.4 УК РФ) – преступлением средней тяжести. Такое положение дел противоречит Конституции, поэтому Конституционный суд обязал федеральное собрание пересмотреть законодательную базу и отменить послабление для предпринимателей. В ближайшие полгода ст. 159.4 УК РФ будет либо пересмотрена, либо полностью утратит силу. Если что – предприниматели будут сидеть на общих основаниях.

1 июля 2015 г. представители малого и среднего бизнеса лишились преимущественного права на выкуп арендованных помещений, если те находятся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, теперь организации, применяющие УСН или ЕНВД, обязаны уплачивать налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Также в городах федерального значения был введен торговый сбор (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ), причем ставка устанавливается субъектами РФ за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Ограничены они будут только расчетной стоимостью патента, выданного на три месяца (ст. 415 НК РФ). А это серьезный удар по развитию малого и среднего бизнеса в Москве.

Привилегии

В 2015 году правительство Москвы запустило комплексную программу, которая должна была обеспечить малому и среднему бизнесу поддержку в правовом, имущественном, финансовом, консультативном и других направлениях.

Мало кто знает, но в Москве и Подмосковье начинающим предпринимателям выдается безвозвратная субсидия на становление бизнеса – для этого нужно официально стать безработным, обратиться в московский Центр Занятости Населения по месту регистрации и предъявить бизнес-план. Предусмотрены субсидии на возмещение процентов по кредиту и даже возмещение части затрат по лизинговым платежам. Правда, стоит учесть, что на помощь государства (частичную, а не полную, не более 40%) могут рассчитывать только организации, не занимающиеся снабжением, недвижимостью, а также продажей алкоголя и табака.

С 1 января 2016 года в силу вступает трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Это значит, что если малое предприятие за предыдущие три года не имело никаких проблем с законом, то оно освобождается от необходимости принимать у себя проверяющие органы.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в 2015-2020 годах малые предприятия могут получить налоговые каникулы. Однако решение о предоставлении этой привилегии будут принимать лишь субъекты РФ, а главное условие – после вступления закона в силу организация должна в течение двух лет перейти на УСН или патентную систему налогообложения. К сожалению, воспользоваться налоговыми каникулами смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере. При этом юридические лица, даже, если они являются малыми предприятиями, не смогут воспользоваться этой привилегией.

Продлен период для оплаты стоимости патента, теперь налог можно уплатить не позднее срока окончания действия патента, а не до начала его действия, как это было раньше.

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предоставило малым и средним предприятиям полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием.

С 11 января 2016 года организации, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вправе назначать штрафы для юридических лиц и должностных лиц ниже низшего предела, предусмотренного статьями КоАП РФ. Такое законодательное изменение должно снизить чрезмерное административное давление на малый и средний бизнес, что весьма актуально во время экономического кризиса.