После окончания работ москвичи и гости столицы смогут увидеть павильон практически в том виде, в котором его задумали авторы в 1954 году.

На ВДНХ продолжаются ремонтно-реставрационные работы по павильону №15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»). Павильону вернут исторический облик, а на потолках в залах Куйбышевской, Саратовской, Ульяновской областей и Чувашской АССР раскроют и отреставрируют найденную живопись. 

«О том, что в потолочных плафонах этих залов присутствует живопись, свидетельствовали архивные фотоматериалы. Поэтому перед началом работ реставраторы провели небольшие пробные расчистки и, действительно, обнаружили фрагменты живописиДанная живопись была выполнена в потолочных плафонах к открытию павильона в 1954 году, а в 1959 году, когда его перепрофилировали в «Радиоэлектронику и связь», ее закрасили. Кроме того, в плафонах повесили прямоугольные светильники, для крепления которых сделали отверстия в живописных полотнах плафонов», - рассказали в пресс-службе Департамента капитального ремонта.    

В ходе реставрации специалистам придется раскрыть порядка 10«квадратов» живописи.  Стоит отметить, что вся потолочная роспись выполнена на льняных холстах казеиново-масляной темперой, они наклеены на штукатурное основание, а изображение обрамляет лепной рельефный орнаментВ настоящий момент художники-реставраторы работают в залах Саратовской и Куйбышевской областей. Расчистка живописи в других залах начнется после того, как закончатся работы по свайному укреплению фундаментов здания, поскольку этот технологический процесс нельзя останавливать. 

«Живописные многофигурные композиции, как в зале Саратовской, так и Куйбышевской области были неравномерно закрашены водоэмульсионной краской, а поверх нее просматривался слой поздних полимерных покрасок. На этом сходство заканчивается, так как в зале Саратовской области был еще и тонкий неравномерный слой шпаклевки, а при расчистке еще обнаружили и слой равномерной эмульсионной проклейки. Поэтому техника раскрытия росписи в этих залах используется разная. Ее выполняют в несколько этапов, а на каждом из них составляются подробные схемы-картограммы раскрытых участков с обозначением их состояния», - добавили в пресс-службе ведомства.   

К настоящему времени в зале Куйбышевской области живопись расчищена примерно на 35%. Авторский слой открывается очень медленно, так как в краску, которой была закрашена живопись, добавили пигмент, превратив ее в оттенки серого. К тому же она была нанесена неравномерно, широкой щетинной кистью, поэтому где-то слой краски толще, а где-то темнее. Светлые оттенки и тонкий слой удаляются легче, чем плотные и темные, для каждого фрагмента применяются свои специальные реставрационные смывки. Стоит отметить, что картина выполнена по контуру плафона и посвящена животноводству. В ее некоторых углах уже можно четко рассмотреть телят, конюхов с лошадьми, свинарку с поросятами. Уже сейчас специалисты могут сказать, что живопись насыщенная, плотная, наблюдаются правки художника, которые он вносил в момент написания живописи. Заметны и утраты авторского красочного слоя, которые предположительно появились в процессе пемзования. Вероятнее всего, живопись, которая не перекрывалась белой краской, пытались счистить.  

В зале Саратовской области живопись к настоящему моменту раскрыта на 75%. Для того, чтобы размягчить верхний слой водоэмульсионки, на покраску устанавливался бумажный компресс, смоченный в специальных реставрационных смывкахЗатем слой набухшей краски счищался с помощью скальпеля и ватных тампонов. После приступили к удалению слоя шпаклевки, последний слой которой смывается с помощью мыльного раствора. Самый сложный слой – это эмульсионная проклейка, которая буквально срослась с авторским слоем живописи. Видимо, это произошло потому, что роспись не успела состариться.  Художники-реставраторы сделали до 30 проб расчистки с применением различных реставрационных смывок, пока не подобрали подходящий состав, воздействующий на проклейку и не травмирующий авторский слой. Здесь уже проглядывается яблоневый сад, виден комбайнер и люди на борту машины. В целом сюжет посвящен уборке урожая.   

«Раскрытие авторской живописи – процесс достаточно трудоемкий, специалисты ведут его крайне осторожно и небольшими участками. Они могут возвращаться к одному и тому же участку до 3-4 раз. Расчистка выполняется до определенного момента, потом останавливается на некоторое время, в течение которого смывки должны испариться, и только потом художник-реставратор возвращается на этот участок сноваРаботы проводятся вручную с применением ватных тампонов, методом прокатки», - уточнили в пресс-службе Департамента.  

В настоящий момент разработана методика, которая находится на согласовании. В соответствии с ней будет проходить процесс воссоздания и реставрации найденной и раскрытой потолочной живописи.  

Завершить все ремонтно-реставрационные работы планируется в первом квартале 2021 года