Успеть посмотреть на работы Маревны гости выставки могут до конца мая.

С 31 марта по 31 мая в усадьбе Вишневских проходит большая выставка графики “Кошки, котики, котята”, посвященная образу животного в искусстве. Организаторы мероприятия, “Клуб коллекционеров графики”, сообщили, что собрание было дополнено несколькими работами Маревны, знаменитой русской художницы ХХ века. Долгое время изображения хранились в частной коллекции, посетители выставки увидят их первыми.

Посетители выставки смогут увидеть два листа, принадлежащие одной серии зарисовок Маревны, на которых изображено рождение котят. Иллюстрации сопровождают короткие рассказы на французском языке, написанные рукой художницы. Перевести их на русский язык и узнать сюжетную линию Юлии Рыбаковой, владелице работ, помогли коллеги по “Клубу коллекционеров графики”. Интересна история приобретения набросков - Юлия чудом спасла произведения от неминуемого забвения, выкупив их на небольшом лондонском аукционе. 

“Я занимаюсь исследованием и экспертизой творчества “Парижской школы”, в том числе и Маревны. Однажды я узнала об аукционе, где продавались графические и живописные произведения Маревны в большом количестве, даже комплектами. Как я поняла позже, внук Маревны умер, и семье, по всей видимости, легче было продать творческое наследие художницы, чем заботиться о нем. Мне очень хотелось спасти хоть часть вещей”, - вспоминает Юлия. Сейчас ей принадлежит одно из крупнейших в России собраний графических работ Маревны, порядка 40 листов.

В России имя Маревны громко прозвучало сравнительно недавно. После выставки в Третьяковской галерее работы Марии Воробьевой-Стебельской, именно так звали художницу на самом деле, начали “уходить с молотка” на аукционах за десятки тысяч долларов. А вот европейское сообщество признало талант художницы со сказочным псевдонимом, который ей, кстати, подарил сам Максим Горький, еще при ее жизни. 

“В 1912 году Маревна совсем юной уехала в Париж, где обосновалась на Монпарнасе. Примкнув к знаменитому фаланстеру “Улей”, кузнице французской художественной богемы ХХ века, девушка обрела друзей в лице Пикассо, Модильяни, Сутина, Шагала. Позже им она посвятила огромную композицию “Посвящение друзьям с Монпарнаса”, - рассказала Юлия Рыбакова, искусствовед, эксперт по русскому и советскому искусству ХХ века, владелица представленных на выставке экспонатов.

Художественный стиль письма Маревны - соединение кубизма с пуантилизмом, сформировался именно под влиянием ее круга общения. О творчестве Воробьевой-Стебельской также высоко отзывались Матисс, Пикассо и Эйзенштейн, сравнивая полотна с “тонким дамским рукоделием”. 

“Не возвращайся в Россию. Что за блажь! Здесь (на Монпарнасе) мы сделаем из тебя художницу”, - напутствовал юную Маревну Пикассо.

Не менее насыщенной, чем творческая, была и личная жизнь художницы. В 1915 году девушка познакомилась с Диего Ривера, будущим знаменитым живописцем, политическим деятелем и мужем Фриды Кало. От их непродолжительного, но известного всему Парижу скандального союза, на свет появилась дочь Марика, в будущем - известная актриса и танцовщица. Впрочем Ривера почти сразу сбежал в Мексику, оставив сразу двух женщин - “музу парижской богемы” Маревну и свою законную супругу Ангелину Белову без средств к существованию. После второй мировой войны художница обосновалась в старинном поместье Этельхэмптон Хауз (Athelhampton House) в Дорсете, которое принадлежало мужу ее дочери. Многочисленные пейзажи, жанровые композиции и зарисовки Маревны зрелого периода связаны именно с Англией. 

В последние годы жизни художница опубликовала три тома воспоминаний о своей жизни среди блеска и нищеты французского бомонда, чем снова привлекла интерес к своим полотнам. Тогда значительную часть работ у художницы выкупил музей современного искусства «Пти Пале» в Женеве.

Успеть посмотреть на работы Маревны гости выставки “Кошки, котики, котята” могут в особняке Вишневских до конца мая. Подробную информацию можно узнать в телеграм-канале.