Исследование Avito: молодежь ценит развитие выше денег
Для молодых соискателей возможности обучения, развития и профессионального роста важнее размера заработной платы.К такому выводу пришли аналитики Avito по итогам исследования факторов привлекательности работодателей среди соискателей.
Критерии выбора работодателя
При выборе работодателя молодые соискатели уделяют наибольшее внимание возможностям обучения и развития в компании (62%), а также перспективам карьерного роста (51%). Кандидаты среднего возраста придают этим факторам меньшее значение: в обучении заинтересован 51%, карьерный рост важен для 46%опрошенных. В старшей возрастной группе это 44% и 35% соответственно.
Стабильность дохода важна для 58% молодых соискателей, соблюдение трудового законодательства и наличие «белой» зарплаты – для 52%, что существенно ниже соответствующих значений в средней (65%) и старшей (68%) возрастной группе. Конкурентную заработную плату выбирают 42% опрошенной молодежи: на первом этапе своей карьеры они готовы пожертвовать высоким уровнем оплаты труда ради опыта работы. Зарплата «в рынке» гораздо важнее для соискателей в возрасте 36 – 50 лет – 58%: от этого зависит материальное благосостояние их семей. Аналогичная картина наблюдается в критерии «стабильность трудоустройства» (48% у молодежи против 54% у старшей аудитории).
Принимая решение о трудоустройстве, молодежь обращает внимание на условия труда: для 49% важно удобное расположение офиса, 42% опрошенных ценят гибкий график, а 20% − удаленную работу. Наличие столовой или компенсация питания – важный фактор для 24% молодых респондентов, а 25% хочет, чтобы компания в целом заботилась о сотрудниках.
Аналитики Avito отметили еще один любопытный тренд: молодой аудитории интересно погружение в специфику работы еще до момента посещения собеседования – с помощью фотографий офиса или точек продаж, виртуальных экскурсий и видеороликов о жизни в компании. Наличие подобных элементов в описании вакансии привлекает внимание 4% опрошенных молодых соискателей. Кандидаты старшего возраста практически не интересуются мультимедийными инструментами – они важны всего для 1% соискателей.
Причины поиска работы
Основная причина поиска работы для всех возрастных групп – финансовая. При этом молодежь придает ей значение меньше остальных: деньги волнуют только 41% респондентов в возрасте 21 – 25 лет. У средней и старшей возрастных групп этот показатель – 54% и 52%. При этом для старшей аудитории неудовлетворенность заработной платой на предыдущем месте работы чаще становится причиной ее смены. Фактор финансовой неудовлетворенности отмечает 49% соискателей в возрасте 26 – 35 лет и 47% – в возрасте 36 – 50 лет.
Для молодых соискателей наиболее характерно желание сменить сферу деятельности: 24% респондентов по сравнению со средним (20%) и старшим (18%) возрастным сегментами. Популярными поводами смены работодателя стали неудовлетворенность условиями на прежнем месте (13%) и желание найти более престижную работу (7%). Четверть опрошенных молодых людей искали свое первое место работы.
Сфера деятельности
Согласно выводам аналитиков, молодые соискатели более гибки в процессе поиска работы: 76% респондентов рассматривают вакансии в разных компаниях интересной им сферы. 20% готовы взяться за любую работу, что гораздо выше показателя соискателей среднего (14%) и старшего (13%) возраста. Вакансии в конкретной компании ищут всего 4% молодых респондентов.
Способы и каналы поиска работы среди молодежи
По данным исследования Avito, большинство соискателей используют при поиске работы сразу несколько каналов. Практически все опрошенные в возрасте от 21 до 25 лет (96%) пользуются онлайн-каналами. 60% представителей молодежи используют сайты объявлений, в социальных сетях ищут работу меньше – 43%, а на профессиональные форумы заходит 37% опрошенных.
Вторым по популярности каналом поиска работы остается сарафанное радио. Однако респонденты старшей возрастной группы полагаются на связи и знакомства больше молодежи: 56% против 48%. Офлайн-каналы уходят в прошлое: их используют всего 22% молодых соискателей и 27% в возрасте старше 36 лет.
60% опрошенных откликается на вакансии онлайн, а 46% обычно звонит потенциальному работодателю. Большинство молодых кандидатов (48%) откликаются на 1 – 5 вакансий, 24% интересуются 6 – 10 вакансиями, а 29% отправляют резюме на более чем 10 вакансий. Интересно, что 76% молодежи откликались на вакансии в смежных сферах, в то время как для представителей средней и старшей возрастных групп этот показатель существенно ниже: 65% и 60% соответственно.
Владимир Корицкий, директор «Avito Работа»:
«Как показали результаты исследования, поиск работы молодыми соискателями заметно отличается от поведения соискателей старшего возраста. Например, начинающие специалисты придают меньшее значение деньгам, но больше нацелены на рост и развитие. Они более гибкие: в процессе самореализации молодые люди пробуют свои силы в разных сферах деятельности и готовы часто менять работу. Однако компании, которые предоставляют возможности для обучения и перспективы карьерного роста, мотивируют молодого работника не менять работодателя каждые 1 – 2 года. Уверен, что данные нашего исследования будут полезны HR-менеджерам в процессе взаимодействия с кандидатами всех возрастных категорий с учетом их поведенческих особенностей».
Исследование проведено аналитиками «Avito Работа» совместно с агентством Bojole Research в мае – июне 2018 года. В опросе приняли участие респонденты в возрастных категориях 21 – 25 лет, 26 – 35 лет и 36 – 50 лет, которые находились в поиске работы на момент опроса или в течение последних 6 месяцев. География исследования – 135 городов России.