Новости

Воровство

Конечно, весь этот год мы размышляем о скрытом и явном, о надзоре и маске, нет-нет, да и вспоминая философский трактат «Рождение клиники» Мишеля Фуко, который полвека назад флегматично предупреждал о том, что управление здоровьем есть инструмент государственной власти.

Здоровье не в полной мере принадлежит его носителю. Не говоря уже о болезни. Вот и понятно, почему программы Берлинале фокусируются на теме хрупкости человеческой личности и его тела – так заявлено в фестивальной концепции. Однако, кажется, на первый план вышла идея Большого Невроза как обобщающая и направляющая.

Как говорится, ежу было понятно, что румынский ««Неудачный трах, или безумное порно» (Раду Жуде) получит главную награду - «Золотого медведя». Так и случилось. И потому, что это, действительно самое внятное в кинематографическом смысле высказывание. И самое разудалое (в той или иной мере). О демагогии и терроре подмены смыслов и задач в обществах с пост-советской историей лицемерия. Персонажи траги-радостного фарса весь фильм в масках – события разворачиваются в этом году. Напомним сюжет – съемки семейного коитуса учительницы случайно попадают на порно-сайт (любопытный компьютерный ремонтник покопался в чужом компе – и вот результат), что становится отправной точкой препирательств, обвинений, народного судилища, попрания профессиональных и гражданских прав. В жанре «раздавить как проклятую гадину!», как кричала около ста лет назад ангажированная представительница рабочего класса на процессе антисоветского троцкистского центра. Но поскольку в фильме «масочный режим» (и маски явно сшиты креативными портнихами), то полемика и свара выглядят по большей мере комично – эдаким балетом взглядов.

Но фильм не столько трагикомедия ситуаций, сколько хорошо сконструированный концептуальный проект. Если взглянуть на происходящее в философском аспекте, то он о последовательном захвате «внутреннего» «внешним» - о том, как частную жизнь берет в плен наружный алгоритм. При том, что визуально все выглядит как бы наоборот – маски вроде отделяют нас от внешнего мира, создавая нам свое внутренне пространство. Вот адский холодок этого, казалось бы, парадокса – а на самом деле, очевидности - и выводит фильм за рамки обычной бойкой социальной сатиры. За рамки азартного выпада в адрес агрессивной старомодности мышления. Ох, впрочем, будем реалистами – за рамки фильм выводит то, что супружеская постельная сцена снята с фронтальной откровенностью и крупными планами. Таким образом, вот это совершенно частное, совершенно альковное не скрыто за пределами кадра и не подразумевается в дымчатых метафорах – как в подавляющем большинстве кинематографических и литературных случаев. Если они – эти случаи – не атрибутируются как порно. Но порно создается для потребителя, а частный коитус – для себя. Отторжение «своего» от «себя», воровство нас у нас самих - это и есть тема фильма, и именно в такой формулировке она, скорее, более актуальна для нашего сопереживания и со-размышления. Уж точно в большей степени, чем «ветряные мельницы» борьбы с токсично-архаичным мышлением, какая бы власть не делегировала нам его мракобесные проявления.

Но пора вернуться к фестивальной парадигме Большого Невроза. И тут дело не в отдельных фильмах, а именно в том, как сложился весь фестивальный «пасьянс». И об этом – в следующей статье.

1180

Новости по теме