Режиссер и актеры объехали более 20 татарских деревень, чтобы расспросить местных жителей об их прошлом и насущном, о печалях и надеждах. Спектакль соткан почти из сотни таких интервью.

7 декабря Татарский театр им. Камала представит постановку Айдара Заббарова «Я не вернусь». Единственный показ пройдет на Новой сцене Театра им. Вахтангова в рамках конкурсной программы V Фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства.

«Я не вернусь» создан на уникальном материале – это воспоминания и рассказы реальных людей, живущих сегодня на земле.

История полна щемящей грусти, но она приглашает не к упадничеству и беспросветной тоске, а к тому, чтобы любоваться этим нежным и горьким увяданием. Парадокс: в последнем вздохе так много жизни!

Действие происходит в клубе, где по вечерам собирается вся деревня. Поют, танцуют, вспоминают. Спектакль полон национального колорита: герои говорят на татарском языке, исполняют народные песни, играют на гармони... Подробность и конкретность документального театра обретает поэтическое звучание. А история умирающей деревни неожиданно становится гимном силе человеческой души.

Режиссер Айдар Заббаров о спектакле: «Деревня – это не дома. Деревня – это люди, живущие там. Мне были интересны истории этих людей. Хотелось понять прошлое, настоящее и будущее нашей татарской деревни».

О спектакле пишет Ольга Егошина – театровед, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры»: «Как связан ты с теми мальчишками военной поры, которые зимой по морозу бежали в деревенский клуб, где их учителя давали спектакль, вся выручка от которого шла фронту?... Ты уверен, что где-то встречал эту старушку, которая как заклинание бормочет: как же хорошо ей живется в старости. И крупы есть, и консервы, и сахар. Только вот чайник заваривают один раз, а потом заварку выкидывают и насыпают новую. Непорядок. Чай же жалко!!! Когда в антракте прямо на сцене гремит сельская дискотека, где танцуют персонажи и сменяются хиты – шестидесятых-восьмидесятых-двухтысячных ползала идет танцевать, справедливо ощущая себя частью этого спектакля, частью этого мира... Про татарскую деревню? Да нет, про нас всех, которые могут потерять и уже теряют самое главное – родовую память, язык предков, те корни, которые только и держат человека на голой земле».