Новости

В Москве обсудили новые подходы в работе с особыми детьми

Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают поддержку семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра.

Фото: pixabay

С февраля 2021 года в центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом Детей» стартовал проект «Компетентные взрослые — счастливые дети. Внедрение системного подхода в работе с особыми детьми, основанного на информационных технологиях». Специалисты из Центра лечебной педагогики «Особое детство» обучали персонал полезным навыкам работы с детьми с нарушениями поведения. Результаты обсудили на тематическом круглом столе, который прошел в онлайн-формате.

Научить сотрудников эффективно работать с детьми с нарушением поведения является основной задачей проекта. На тренингах и лекциях педагоги расширили знания об альтернативной коммуникации, способах ее применения, отработали навыки в группах.

«Необходимо создать в наших центрах максимально комфортные условия для развития особенных детей. Важно, чтобы сотрудники постоянно учились новым технологиям, совершенствовали свои подходы в работе. Мы благодарны Центру социализации и интеграции лиц с нарушениями развития и их семей «Обычное детство» за сотрудничество, поддержку и знания, которые помогают идти вперед. Сегодня мы обсудим итоги нашего проекта, получим обратную связь от специалистов и наметим пути дальнейшей работы», — отметила Екатерина Бербер, заместитель руководителя столичного Департамента труда и соцзащиты.

Председатель правления Центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова рассказала, что весь год команда экспертов Центра «Обычное детство» и сотрудники учреждения непрерывно трудились над проектом. «Важно понимать, что это было большое исследование о том, что такое проблемы поведения и как с ними можно работать. В этой истории огромное значение имеют взрослые, которые окружают детей: родители, воспитатели, педагоги. Овладев психолого-педагогическими методами, они почувствуют себя уверенней в этой ситуации. Потому что достаточно небольшой триггерной ситуации — и ребенок не сможет держать себя в руках. Мы должны создавать и придерживаться правил, делать их визуальными, а дальше это поможет ребятам удерживаться в рамках определенной структуры», — отметила спикер. Также Анна подчеркнула, что необходимо развитие технической базы, использование в работе современных средств связи, разработкой которых уже занимается команда экспертов.

Артем Новиков, детский психиатр Центра социализации и интеграции лиц с нарушениями развития и их семей «Обычное детство» уверен, что будущее — за использованием информационных технологий в комплексной помощи детям с нарушениями поведения. «У любого воспитателя и педагога есть с собой смартфон. В него простым образом можно внести некоторые данные: как ребенок себя вел, что происходило. Главная задача — чтобы это было просто, информативно и не занимало много времени. Таким образом можно и отслеживать цели, которые мы ставим, и как они достигаются. Хотелось бы еще больше автоматизации, меньше бумажной работы», — говорит он.

Елена Цветкова, директор Центра социальной поддержки и реабилитации «Дом Детей», отметила, что это первый проект в учреждении, который реализовывался совместно с родителями. «В этом его особенность, поскольку обычно мы работали только с нашим коллективом, а в этот раз в семинарах приняли участие и родители детей. Это помогло сформировать доверие, без которого ничего не получится построить. Более 60 сотрудников прошли обучение, они применяли полученные знания в четырех группах, сформированных из детей с тяжелыми поведенческими нарушениями. Коллеги получили представление о возможности использования новых технологий, которые позволяют качественно изменить их работу, дети становятся спокойней, с ними проще общаться. Мы очень высоко оцениваем эффективность этой методики и надеемся на дальнейшее сотрудничество».

За направление альтернативной дополнительной коммуникации в проекте отвечала Ольга Караневская, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии МГПУ, учитель-дефектолог, эксперт Центра социализации и интеграции лиц с нарушениями развития и их семей «Обычное детство».

«Когда у ребенка нет речи, возможности общаться с другим человеком, доносить свои мысли, слышать и понимать, качество связи падает с двух сторон. Взрослый тоже общается меньше и хуже, потому что теряет ощущение, что его понимают и адекватно отвечают. В результате происходит вторичное нарушение познавательного развития. Поэтому мы решили, что дополнительная альтернативная коммуникация обязательно должна использоваться в этом проекте. На первом этапе происходило обучение сотрудников основам диагностики коммуникативных умений, мы разрабатывали программы и учились сертифицированным технологиям. Провели тренинг АДК «Общение с неговорящим ребенком», 15 сотрудников обучились базовому уровню языковой программы Макатон», — рассказала Ольга.

1000

Новости по теме