В возрасте 1,5 – 2 года дети активно начинают интересоваться детским транспортом. Родители, видя искренний интерес и желание кататься, покупают ребенку первый транспорт. Это может быть трехколесный велосипед, самокат или беговел. Ребенок быстро осваивает новый транспорт и тут стоит задуматься о безопасности юного «гонщика».

Зачем ребенку первый транспорт? 

  1. Всестороннее физическое развитие ребенка: равновесие, координация, мышечный корсет, дыхание, сердечно-сосудистая и нервная системы. Все это особенно важно развивать в возрасте до 4 лет!
  2. Психологическое развитие ребенка: внимание, эмоции, воля, целеустремленность, ответственность
  3. Профилактика гиподинамии, избыточного веса и нарушений обмена веществ у детей
  4. Новые игры и возможность взаимодействия с другими детьми, появление друзей-единомышленников

Зачем он нужен родителю?

  1. Повышается мобильность и скорость передвижения на прогулках
  2. Большой вклад в развитие личности ребенка
  3. Возможность разнообразить досуг и прогулки с ребенком
  4. Возможность взаимодействовать с ребенком, кататься вдвоем

Виды детского транспорта для ребенка от 1,5-2 лет

  1. Трехколесный велосипед
  2. Беговел (balance bike, learner bike, runbike)
  3. Устойчивый самокат – трех- или четырехколесная модель
  4. Ролики.

У каждого вида транспорта есть свои «плюсы» и «минусы». Не будем здесь подробно их освещать, а поговорим о безопасности движения ребенка на этом транспорте в условиях города.

К сожалению, по статистике, дети – частые участники дорожно-транспортных происшествий, ввиду отсутствия знаний о правилах дорожного движения, своей невнимательности, высокой активности и отсутствию жизненного опыта.

Наиболее частые причины ДТП по неосторожности ребенка

  1. Увидел знакомого или что-то интересное на другой стороне дороги;
  2. Увлекся игрой с другим ребенком или игрушкой и не заметил, что маршрут лежит через проезжую часть;
  3. Переоценил свои силы, решил, что успеет;
  4. Неожиданно выбежал из-за куста, угла дома, автобуса;
  5. Переходил дорогу вне пешеходного перехода;
  6. Решил перейти дорогу на красный сигнал светофора;
  7. Начал переходить дорогу сразу, как только загорелся зеленый сигнал светофора;
  8. Пересекал дорогу на велосипеде, самокате или другом транспорте, не сойдя с него.

Поэтому как только в жизни ребенка появился первый транспорт, важно сразу обучать его правилам дорожного движения и безопасному катанию на нем.

Основные правила безопасного катания

  1. Объясните ребенку, где можно кататься, а где нельзя и почему;
  2. Детям до 14 лет запрещено ехать по проезжей части на велосипеде. Дети до 14 лет должны ехать по велодорожке, а в ее отсутствии по правому краю тротуара, не мешая движению пешеходов;
  3. Проезжую часть следует переходить пешком, везя свой транспорт рядом. Это очень важно! Если ребенок не справится с управление или столкнется с пешеходом и упадет, он может не успеть подняться и покинуть проезжую часть к окончанию своего сигнала светофора;
  4. Важно научить ребенка правильно падать: нельзя падать назад, в этом случае основной удар придется на голову и спину. Если все же ребенок теряет равновесие, ему необходимо обхватить  колени и постараться упасть на бок;
  5. Важную роль при катании на роликах играет дорожное покрытие. Асфальт должен быть ровным и сухим. Не позволяйте детям кататься на мокром асфальте и без комплекта защиты;
  6. Не разрешайте ребенку кататься на проезжей части улицы, местах парковки автомобилей, даже если она совершенно пуста и опасности никакой нет;
  7. Не забывайте о защите - использование шлема обязательно! Маленькие дети очень часто отвлекаются при езде, поэтому могу не успеть среагировать на какую-то дорожную ситуацию или препятствие. Падение с беговела, велосипеда или самоката часто происходит набок, и тут ребенок просто не может выставить руки, чтобы уберечься от удара головой, поэтому использование шлем необходимо. При катании на роликах обязателен полный комплект защиты: колени, локти, ладони и шлем.
  8. В темное время суток сделайте ребенка заметнее с помощью светоотражательных элементов на одежде и транспорте (наклейки, пришивные детали, брелки на рюкзак, велосипедные фары и др.)
  9. Проверяйте техническое состояние транспортного средства перед каждым катанием. Периодически подтягивайте винты и проверяйте соответствие руля и седла росту ребенка;
  10. Купите велосипедный звонок-клаксон и научите ребенка подавать им сигналы пешеходам.
  11. Научите ребенка ухаживать за своим транспортом и снаряжением;
  12. Обучайте ребенка уважительному отношению к другим участникам дорожного движения.

Как обучить ребенка безопасному катанию

  • Как только вы с ребенком покинули пределы детской площадки (зоны безопасного катания), объясняйте ребенку все ваши действия, комментируйте происходящее. Например «мы стоим здесь и ждем…потому что…», «какой «человечек» горит на светофоре?  А какой нам нужен?» и т. д. Делайте это каждый раз, повторяя одно и тоже. Постепенно ребенок поймет и выучит основные правила.
  • Постарайтесь исключить спешку и суету, когда передвигаетесь с ребенком и его транспортом по городу, не отвлекайтесь на мобильный телефон.
  • Обучите ребенка основным командам (об этом ниже).
  • Обращайте внимание ребенка на дорожные знаки и учите их правильно интерпретировать. Очень важны знаки «пешеходный переход» (наземный, подземный и надземный), «велодорожка», «движение велосипедов запрещено», «пешеходная зона», «движение пешеходов запрещено». Расскажите, что такое «зебра», «лежачий полицейский», покажите их ребенку.
  • Ищите вместе «дорожные ловушки», исследуйте их опасность и учите ребенка их преодолевать.

«Дорожная ловушка» - это ситуация мнимой безопасности, которая скрывает в себе реальную угрозу и риск возникновения ДТП с участием пешехода. «Дорожные ловушки» могут прятаться везде: во дворе, на тротуаре, на остановках общественного транспорта, вблизи пешеходных переходов. Условно они делятся на три группы:

  1. Группа – «ловушки» закрытого обзора. В этих ситуациях опасность скрыта от пешехода за различными окружающими объектами (кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящим или движущимся транспортным средством или другими пешеходами). Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги, а также предметы одежды, зонты и т.д. Помните о том, что рост дошкольника не позволяет ему посмотреть поверх крыши легкового автомобиля и увидеть дорогу.
  2. Группа – «ловушки», возникающие из-за поведения водителя. Это опасные ситуации для пешеходов, которые создаются по причине ошибочных действий со стороны водителей: например при нарушении ПДД лицом, управляющим неисправным транспортным средством, при потере управления автомобиля, при завершении маневра, при заносе, при попадании пешехода в «слепую зону» и т.д.
  3. Группа – «ловушки», возникающие из-за поведения пешехода, непредсказуемые действия которого водитель не всегда может спрогнозировать (например, внезапный выход или выезд на дорогу).

Помните, что дети – особая группа риска! Даже знание и соблюдение правил не может уберечь нас от всех возможных опасностей, возникающих на дорогах! Важно учить детей анализировать ситуацию и предвидеть ее последствия.

Каким командам следует обучать ребенка?

Ваши команды должны быть четкими, простыми и понятными ребенку. Да, это похоже на дрессировку, но оно того стоит, ведь речь идет о жизни и здоровье вашего ребенка. Спустя пару месяцев регулярной практики вы увидите реальные результаты. Будьте последовательны и тверды. Не давайте ребенку повода усомниться в ваших правилах. Все дети время от времени проверяют твердость родительских запретов и пробуют их нарушать. Если ребенок намеренно нарушает правила и провоцирует опасную ситуацию, напоминаем ему о правилах и еще раз объясняем, почему так делать нельзя. Если ребенок продолжает нарушать правила, значит транспорт забирают (относят домой, взрослый несет его в руках). Да, ребенок будет плакать, возможно устроит истерику. Будьте тверды и непреклонны, не введитесь на манипуляции. Скоро дети понимают серьезность ситуации и запоминают, что «либо мы катаемся по правилам, либо не катаемся вообще!»

Команды для детей

  1. «Перед дорогой СТОП!» Это означает, что перед проезжей частью или выездом со двора/парковки следует остановиться и подождать взрослого. На первых порах вы идете рядом с ребенком и проговариваете «впереди дорога, где едут машины. Перед дорогой СТОП». Подойдя к дороге, вы механически останавливаете ребенка рукой со словом «СТОП!». Далее учите оценивать ситуацию, смотреть по сторонам.
  2. «Через дорогу пешком!» Это означает, что подойдя к проезжей части, ребенок должен слезть со своего транспорта и переходить дорогу пешком с взрослым, везя транспорт рядом. При необходимости помогите ребенку перевезти его транспорт. Хотя по опыту, даже двухлетние дети успешно справляются с этой задачей.
  3. «Ждем «зеленого человечка»!» Это означает, что мы ждем зеленый сигнал светофора и не переходим проезжую часть на красный свет. Важно объяснить ребенку, что ни в коем случае нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин! Если вы не успели к началу зеленого сигнала светофора, не стремитесь перебежать дорогу на последних секундах. Лучше дождаться следующего сигнала, постоять пару минут, отдышаться и задать ребенку вопросы о светофоре и ситуации на дороге. Помните о том, что дети берут с нас пример и в будущем будут делать так, как вы сейчас им показываете.
  4. «Смотри вперед!» Эта команда подходит в ситуациях, когда ребенок стал отвлекаться во время движения и смотреть по сторонам. Дети-дошкольники часто отвлекаются от дороги, не смотрят, куда едут, могут упасть или наехать на пешехода. Эта команда возвращает ребенка к реальности.
  5. «Осторожно!» Эта команда звучит в любой ситуации, представляющей угрозу (неровная дорога, много пешеходов, неоднозначная ситуация на дороге и т.д.), призывает к внимательности и необходимости сбавить скорость или остановиться. 

Дети быстро учатся и запоминают команды. Хорошо, если есть возможность потренировать следующую ситуацию: например, когда ребенок доезжает до выезда со двора и останавливается. А во двор заезжает машина. Водитель, видя ребенка, тоже останавливается, показывая жестом, что пропускает его. Но ребенок не двигается с места и ждет родителя. Он стоит до тех пор, пока родитель не подходит и вместе с ребенком вместе переходит дорогу.

Обязательно тренируйте поведение по следующему алгоритму: «Через дорогу пешком». На переходе, когда все машины остановливаются, ребенок слезает со свеого транспорта и переходит дорогу пешком, везя свой беговел.

Еще раз хочу вам напомнить, что безопасность и здоровье наших детей в наших руках. Пожалуйста, как можно раньше обучайте ребенка навыкам безопасного катания.

Алгоритм формирования привычки безопасного поведения на дорогах у детей.

  • Вы заинтересовали ребенка правилами безопасного поведения на дорогах.
  • Ребенок получает информацию, узнает правила.
  • Ребенок пробует выполнять правила вместе с вами.
  • Ребенок постоянно тренируется в выполнении правил.
  • Безопасное поведение на дороге становится устойчивой привычкой в жизни ребенка.

Врач общей практики, эксперт автошколы «Зеленый свет» Анна Окорокова.