У проекта есть все шансы выйти за рамки школьной науки.

Новое слово и вклад в противопожарную безопасность внесли ученицы 10 медицинского класса столичной школы №2065 Алина Бологова и Алиса Белоус под руководством учителя химии, кандидата химических наук Любови Оболенской.

Для самой учительницы химии Любови Оболенской изобретение, которое может спасти не одну человеческую жизнь на пожаре – буквально дело чести. Сама она уже давно в свободное от преподавания время на добровольных началах занимается пожаротушением, и на собственном опыте знает, что в современном городе для человека главную опасность представляет даже не открытый огонь, а продукты горения синтетических материалов, из которых сейчас сделано практически все, что нас окружает. Это знание она старается донести и до своих учеников.

«Я все время цитирую фразу: при современном пожаре один раз вдохнешь – цирроз печени, два раза вдохнешь – не у кого быть циррозу печени», - говорит Любовь Николаевна.

Изначально юные исследователи из школы №2065 поставили перед собой задачу – создать такой полиэтилен, который при пожаре выгорал бы сразу до углекислого газа, не выделяя более токсичных для человека веществ. В результате экспериментов получился неожиданный и гораздо более интересный эффект: горящие спички при поднесении к видоизмененному полиэтилену просто тухнут.

Для достижения цели полиэтилен сначала облучали ультрафиолетом, потом деформировали, создавая в материале нанотрещины, в которых синтезировали наночастицы диоксида титана.

«Главная проблема с наночастицей – не получить ее, а заставить остаться нано, чтобы она не выросла в какого-то «бронтозавра», – рассказывает педагог, – и эти нано-трещинки как раз не дают ей вырасти. Оказалось, что если взять УФ-облучатель чуть мощнее, и время воздействия – 130 минут, то полиэтилен получается настолько пронизанным этими нано-трещинками, в него внедряется так много диоксида титана, что материал становится по свойствам близок к керамике».

При этом внешне полиэтилен остается абсолютно обычным – так же мнется и шуршит.

Негорючий полиэтилен – далеко не первый проект, посвященный противопожарным изобретениям, который учитель реализует вместе со школьниками. На счету у педагога – безопасный состав для регенеративного патрона для пожарных, дрон с «сенсорным носом», который находит тлеющие торфяники, состав, содержащий титаноксидные наночастицы для тушения пожаров, средство от ожогов и многое другое.

Пока говорить о том, что изобретенный школьниками материал в обозримом будущем попадет в серийное производство, рано, считает Любовь Николаевна. Ее ученикам предстоит еще защитить проект на научных конференциях, где уникальная разработка, авторы надеются, будет замечена.

«Я от коммерции очень далека, тут ничего не могу сказать. Но то, что дети уже что-то осознали – это точно, и я как преподаватель ради этого все и затеваю», – делится Любовь Оболенская.