Эпидемиологическая ситуация в столице наконец позволила снять значительную часть ограничений, связанных с культурной жизнью. С 22 января в городе вновь открылись библиотеки, музеи и другие учреждения культуры. Напоминаем вам о самых интересных экспозициях в столичных музеях и желаем приятного просмотра!

Третьяковская галерея

Роберт Фальк


Третьяковская галерея представляет монографическую выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958). В экспозиции представлены около 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Настоящий проект — первая ретроспектива такого масштаба, которая наиболее полно представляет творческий путь художника — от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х, — и показывает многогранность наследия живописца и его значение. 

В начале ХХ века Роберт Фальк был в ряду «ниспровергателей» традиций, а затем оказался их хранителем и проводником. Он прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам. Преподавал во ВХУТЕИНе, а затем с 1928 по 1937 год жил во Франции. 

Особая роль Фалька в истории русского искусства заключается в том, что он стал посредником между европейской живописью и русским искусством 1910–1920-х, с одной стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» — с другой, потому что для многих неофициальных художников он был классиком, через которого осуществлялся контакт с настоящими живописными традициями.

Задача выставки в Третьяковке — на примере широкой панорамы работ Фалька — максимально полно отразить творческий путь художника и таким образом интерпретировать его жизненную и художественную стратегии, определить место и роль мастера в русском искусстве.
Куратор выставки: Татьяна Левина  
Рабочая группа: Юлия Диденко, Елизавета Ефремова, Татьяна Михиенко  
Архитектура выставки: Евгений Асс, Ольга Аистова 

Фантастик Пластик


ФОТО: Третьяковская галерея

Выставка посвящена переработке и вторичному использованию полимерных материалов.

В экспозиции будут представлены работы более 40 зарубежных и российских дизайнеров, выполненные из переработанного пластика – реализованные проекты и экспериментальные идеи использования пластика, отслужившего свой срок. Несмотря на то, что они сильно отличаются друг от друга по масштабу, технике исполнения и функции, их объединяет одно: авторы относятся к переработанному пластику как к идеальному материалу, удобному в работе и предоставляющему неограниченные возможности для реализации творческих планов.

К выставке подготовлена образовательная программа с участием российских и зарубежных дизайнеров и экологов.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века


ФОТО: ГМИИ имени А.С. Пушкина

В экспозицию включены более 150 рекламных эстампов из собрания музея, представляющих творчество лучших английских художников и дизайнеров – Обри Бёрдсли, «Братьев» Беггарстафф, Эдварда Макнайта Коффера, Тома Пёрвиса, Эдварда Боудена, Остина Купера и других мастеров, составивших Лондону славу столицы мирового дизайна. Экспозиция приурочена к выходу каталога-резоне, посвященного собранию британского постера в ГМИИ им. А.С. Пушкина и продолжает серию музейных проектов, посвященных итогам научно-исследовательской деятельности и реставрационной работы по восстановлению хрупких документов эпохи – произведений ранней промышленной полиграфии. Это иллюстрированная реклама, политические плакаты, образцы коммерческой литографии – визитки, пригласительные билеты и экслибрисы.

Открывают выставку «Реклама как искусство…» работы пионеров английской рекламы XIX столетия – Обри Бёрдсли, Беггарстаффов, Уолтера Крейна. 
Темами отдельных залов стали рекламные карикатуры членов Лондонского скетч-клуба – Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру и многих других художников-иллюстраторов. В конце XIX столетия именно их заслугой стало примирение британцев с коммерческой рекламой театральных постановок, литературных новинок, продуктов и услуг. Ирония и увлекательный жанр карикатуры были снисходительно встречены строгими зрителями.

Небольшим отступлением от коммерческой темы является политическая сатира конца XIX века и наглядная агитация «красных тридцатых», когда искусство уже не могло быть отделено от политики, а творчество молодых художников-марксистов представляло собой род общественной деятельности, политического художественного движения. Для прогрессивной художественной молодежи романтический образ Советского государства был подобен маяку надежды. В 1933 году в Лондоне была создана международная ассоциация революционных художников – Интернационал художников (Artist's International). Клиффорду Роу удалось организовать настоящий советский «агитпроп» (пригодился его опыт работы в ИЗОГИЗе в СССР).

Одним из самых ярких разделов коллекции является коммерческая графика британо-голландского нефтяного концерна «Shell», который поддерживал 

 Благодаря успехам и мировому признанию британских дизайнеров – Эдварда Уодсворта, Фреда Тейлора, Фрэнка Ньюболда, Эдварда Коффера, Остина Купера и Клиффорда Роу – прикладная графика расширила объем культурного наследия и попала в музеи искусства XX века. Британия не только вернула себе ведущую роль в искусстве рекламы, но и превратила его в одно из своих национальных достояний.
Куратор выставки Ирина Никифорова, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

    Музей Москвы

    Выставка «Музей самоизоляции»


    Музей Москвы и галерея «Триумф» открывают выставку и онлайн-проект «Музей самоизоляции» об уникальном периоде в современной истории Москвы. 

    С ограничительными мерами из-за пандемии коронавирусной инфекции москвичи столкнулись весной. С марта по июнь выходить из дома можно было только в некоторых случаях — например, для прогулки с собакой вокруг дома или похода в ближайший супермаркет. Закрылись музеи, кинотеатры, кафе, библиотеки, театры, торговые центры, университеты, школы и детские сады. Работа, учеба, развлечения — все оказалось сосредоточено в четырех стенах. Город и повседневная жизнь горожан изменились и продолжают меняться в ситуации неопределенности второй волны. События 2020 года сразу же стали объектами научных исследований и художественных проектов, авторы которых пытались не только анализировать ситуацию, но и очертить контуры будущего после пандемии. 

    История «Музея самоизоляции» началась летом. 19 июня в галерее «Триумф» открылась групповая выставка о пандемии «Чрезвычайное положение», а 13 июля Музей Москвы запустил сбор предметов и историй о самоизоляции. Совместная выставка — новый этап исследования этого явления, попытка осмыслить весенний опыт и представить его в виде музейной экспозиции. 

    В проект вошли артефакты, созданные москвичами, и работы художников. Все они по-новому взглянули на дом, отношения в семье, работу и творчество. Графика, фотографии, инсталляции, спектакли, личные свидетельства, самодельные маски, украшения, дневники  — все это стало частью выставки.

    Экспозиция в Музее Москвы состоит из четырех разделов: «Начало», «Пик», «Плато» и «После». Каждый фиксирует определенную эмоцию, которая связана с хроникой распространения инфекции в Москве. В разделе «После» специальное место отведено артефактам второй волны.

    Кураторы: Марина Бобылева, Полина Жураковская, Наиль Фархатдинов.

    Увидеть экспозицию в музее можно будет с 22 января, но изучение и сохранение опыта самоизоляции продолжатся за пределами выставки — на сайте проектаЗдесь опубликованы истории участников в соответствии с преобладающей в них эмоцией: беспокойство, растерянность, интерес, грусть, благодарность, спокойствие и другими. Посетители сайта смогут познакомиться с переживаниями, созвучными их собственным ощущениям, а также поделиться своей историей через специальную форму.

    ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда

    В 2020 году исполнилось 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.  

    Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая расскажет об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов. Это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда.

    Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций. 

    Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. 

    Второй раздел рассказывает об Основном отделении и его дисциплинах: «Пространство», «Объём», «Графика» и «Цвет». Обучение этим предметам было обязательным для учащихся первых двух курсов всех факультетов. В этой части экспозиции будут представлены архитектурные макеты, скульптуры, графические и живописные произведения. Посетители также узнают о преподавателях дисциплин — художнике и фотографе Александре Родченко, архитекторе Николае Ладовском, художнице Любови Поповой и других.

    Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. В этой части экспозиции посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины и как керамика стала средством пропаганды. Также посетители познакомятся с яркими образцами мебели и осветительных приборов с трансформирующимися элементами, оригинальными комплексными решениями для общественных и жилых интерьеров.

    Залы напротив представляют художественные факультеты: Архитектурный, Скульптурный и Живописный. Гости выставки увидят, в чём выражалось противостояние академической школы и авангардных методов проектирования на архитектурном факультете, узнают о том, какие материалы использовали скульпторы ВХУТЕМАСа, как выпускники и студенты участвовали в оформлении шествий и агитационных мероприятий.

    Заключительный раздел экспозиции будет посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты — Полиграфический институт, Художественно-промышленное училище, Московский архитектурный институт, Текстильный институт и другие.

    Мультимедиа Арт Музей

    Экскурсия Андрея Малахова по выставке Сэнди Скогланд

    Андрей Малахов расскажет о выставке звезды американского современного искусства Сэнди Скогланд в Мультимедиа Арт Музее. В 80-х Скогланд начала создавать потрясающие воображение пространственные инсталляции, затем снимая их на пленку – именно эти фотографии принесут ей мировую славу. Глядя на эти кадры сложно поверить, что изображенное на них – не Photoshop, а реальные комнаты с живыми моделями и реквизитом. Впрочем, тем, кто попадет на саму выставку, будет чуть легче – ведь рядом с фотографиями мы увидим и радиоактивную кошку, красную лису и прочие объекты, участвовавшие в создании изображения. 

    Также продолжается работа выставок «В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020» Паоло Роверси, «Ютьюбифул» Ксении Цыкуновой и «Нелепое равновесие» Артема Голощапова и открываются еще шесть новых выставок.