Жизнь в Москве

Еще...

Инклюзивное образование. За и против

Долгое время такую проблему, как социальная адаптация детей-инвалидов, старались попросту не замечать. Большинство таких детей были обречены проводить всю свою жизнь в четырёх стенах, ведь ни социальных программ, ни должного образования попросту не было.

На сегодняшний день в Москве проживает около 33 тысяч детей с ограниченными возможностями. Так неужели стоит продолжать делать вид, что их не существует? 

Вслед за прогрессивными европейскими странами, Россия начинает внедрять программы обучения и адаптации детей-инвалидов.

Законодательная база

По последней версии закона об образовании, любой ребёнок имеет право посещать общеобразовательную школу: учреждение обязано удовлетворить потребности каждого ребёнка. Также немалую роль в преодолении этой проблемы сыграла программа «Доступная среда», запущенная в 2011 году. Основной целью этой программы было обеспечение свободного доступа маломобильных граждан к социальным, транспортным и инженерным объектам инфраструктуры, а также изменение отношения общества к ним. На сегодняшний день благодаря этой программе 80% общественных зданий приспособлено для маломобильных граждан любого возраста, а почти все автобусы заменены на низкопольные. 

Центры адаптации

Сейчас уже можно говорить о некотором прогрессе в сфере адаптации детей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день в Москве 186 образовательных учреждений работает в инклюзивном режиме. Например, центр образования имени Островского уже не первый год является инклюзивным, и у них уже есть выпускники с синдромом Дауна. Такие дети продолжают получать образование уже в колледжах и техникумах, с которыми сотрудничают инклюзивные школы: как правило, это прикладное искусство и шитьё. А дети-инвалиды с сохранным интеллектом всё чаще поступают в университеты на заочное или даже очное отделения. 

Соревнования

Многие дети-инвалиды по всей Москве участвуют в олимпиадах и спортивных соревнованиях и получают призовые места. Впрошлом году дети с ограниченными возможностями приняли участие в несколькихмероприятиях: Олимпиаде «Знаем русский язык»,  Всероссийской олимпиаде школьников в городе Москве, Дистанционной олимпиаде по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья (МГТУ МИРЭА) и Всероссийском турнире юных физиков.

Также в прошлом году в столице прошла олимпиада "Интеллектуальное многоборье" для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дети соревновались в познаниях по двум направлениям: естественно-математическое (математика, информатика, физика, экология, биология) и культурологическое (русский язык, культура речи).

Работа с такими детьми не остаётся без поощрения – с этого года все школы, которые вводят программы инклюзивного образования, получают баллы в школьном рейтинге. 

«Человеческий фактор»

Казалось бы, радужная картина. Но ложка дёгтя есть и тут. И прежде всего – неприятие таких детей обществом. «Обычные» дети, как правило, быстро принимают в коллектив ребёнка с ограниченными возможностями. Но не все родители могут принять тот факт, что их ребёнок будет учиться вместе с «ненормальными» детьми. Эту серьёзную проблему большинство школ пытаются преодолеть при помощи разъяснительных бесед и общих родительских собраний. Однако, это удаётся не всегда, и известны случаи, что родители забирали детей из школы по этой причине. 

Адаптация инвалидов в нашем обществе – дело не быстрое. Может пройти несколько десятков лет, прежде чем каждый член общества начнёт принимать людей с ограниченными возможностями без страха или предубеждений. Но первые шаги к этому уже сделаны.

8910

Похожие статьи