Жизнь в Москве

Еще...

Московские школы стали многопрофильными

Все помнят общественный резонанс, который вызвал текст реформы образования в 2010 году. Критики говорили о нецелесообразности вводимых новшеств, об изменении системы финансирования и объединении школ и дошкольных учреждений в единые так называемые многопрофильные образовательные комплексы. 2015 год подходит к концу, настало время подводить итоги.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Что сейчас?

Спустя 5 лет, резюмируя результаты, можно смело говорить о том, что реформа принесла свои плоды, в числе которых не только значительно возросшее качество образования, но и повышение уровня его доступности. Кроме того, средняя зарплата педагогов выросла в 1,8 раз – с 39,2 тыс. руб. в 2010 году до 70,2 тыс. руб. в 2015. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, сейчас в столичных школах нет ни одной свободной вакансии, что говорит о полной конкурентоспособности зарплаты и наличии всех условий для продуктивной работы преподавателей и других работников сферы образования.

Благодаря появлению в Москве многопрофильных образовательных центров решился целый комплекс проблем.В первую очередь больше нет дефицита детских садов и школ шаговой доступности. 4 000 разрозненных образовательных учреждений сформированы в 632 образовательных комплекса, в большинстве которых есть дошкольное образование.

С появлением многопрофильных школ образование стало более структурным и однородным: большинство ребят пойдут в первый класс школы того же комплекса, в котором проходили дошкольное образование. Курс взят на прохождение учеником пути от детского сада до вуза в рамках одного учреждения.

По словам советника ректора Московского института открытого образования Елены Чернобай, в прошедшем учебном году 74% учеников посещали школу, которая находится в их же микрорайоне. Для сравнения, в 2012 году эта цифра составляла лишь 32%. Безусловно, это стало прямым следствием создания в Москве многопрофильных образовательных организаций.

В наступившем учебном году 80% первоклассников пошли в школу по месту жительства, и 77% родителей отвели своих детей в детский сад в микрорайоне проживания. Но главное – это то, что 100% детей в возрасте от 3 до 7лет включены в систему дошкольного образования, то есть многотысячные очереди в детские сады полностью ликвидированы.

Среднее образование

Ещё совсем недавно столичные школы делились на престижные и обычные. И многие родители хотели, чтобы их дети учились именно в первых. Их не пугало то, что ребёнок каждый день будет ездить из одного конца города в другой. При этом классы в рядовых школах часто оставались неполными.

Мэр Москвы Сергей Собянин предложил бороться с этой ситуацией:  «Образование в школах не должно быть элитарным, не должно быть ставки на отдельные учреждения. Упор должен делаться на то, чтобы в любой московской школе можно было получить достойное образование».

Так начался процесс слияния школ с разными статусом, профилем и уклоном. Теперь гораздо проще найти к каждому ученику нужный подход, раскрыть его способности, дать ему заниматься тем, что ему больше всего интересно.

При этом слияние не означает утраты профилей. Все спецшколы не просто сохранили свои уникальные профили в рамках комплексов – к ним добавились новые. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов комментирует: «Если в школе всего один профиль, то это значит, что не все дети смогут заниматься тем, что им ближе. Мы проводили исследование по профильным школам и выяснили, что там на одного ученика в среднем приходится по два репетитора. Это не только сигнал о низком качестве обучения, но и следствие неправильного выбора профиля. Школа должна учить так, чтобы базовую программу дети усваивали без дополнительных занятий».

Благодаря тому, что в прошлом году в некоторых школах открылись оборонно-спортивные (кадетские) классы, а в этом в – качестве эксперимента – медицинские и инженерные, можно говорить о среднем образовании по разным профилям.

В гимназии № 1619 им. Марины Цветаевой в Строгино теперь целых 6 профилей: гуманитарный, химико-биологический, физико-математический, филологический, социально-экономический и оборонно-спортивный.

Практически во всех школах успешно работает система дополнительного образования – секции, кружки, а также более масштабные проекты. Например – совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий Москвы «Школа новых технологий», цель которого – превратить школу в современный центр инноваций и помочь ученикам раскрыть свои таланты. Сам проект включает в себя конкурсы,образовательные активности и мероприятия по технологической модернизации школ.

Школы стали теснее сотрудничать с высшими учебными заведениями. По желанию ученики старших классов теперь могут готовиться к поступлению в предуниверсариях, открытых на базе 7 федеральных вузов (МИФИ,МИИТ, РГГУ, ВШЭ, МГУДТ, МГГУ имени М.А. Шолохова, РЭА имени Г.В. Плеханова), а также посещать «Университетские субботы» (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, творческие занятия для абитуриентов).

Есть над чем работать

Казалось бы, ситуация с образованием в стране наконец-то налаживается: реформа коснулась всех ступеней образования – от дошкольной до предвузовской, многопрофильные образовательные центры позволили объединить их в единый слаженный организм, призванный систематизировать обучение и забыть о его разрозненности.

Но не всё так гладко, как на первый взгляд. Система не учла некоторые моменты, которые не позволяют говорить о 100% положительном результате. Во-первых, текст реформы написан очень сложным языком, что значительно затрудняет его понимание.

Во-вторых, нагрузка на учеников усилилась: такие предметы как алгебра или физика отнимают очень много времени, а тут к ним добавились ещё не столь нужные в школе экономика или право. В погоне за повышением уровня образования учителя дают огромные задания на дом, отнимающие много часов после 6-7 уроков в день.Не стоит забывать и про кружки и факультативные занятия. В результате школьники постоянно уставшие, у них не остаётся сил на хобби и развлечения.

Реформа в действии

Тем не менее, плюсов всё же значительно больше, чем минусов.В пользу реформы московского образования говорят результаты ЕГЭ и Всероссийской олимпиады.

Процент сдавших ЕГЭ не менее чем на 220 баллов вырос с 2010 года на 16%. «Единый госэкзамен мы сдаем почти вдвое лучше, чем в среднем по стране. Каждая четвертая из 500 лучших школ России – московская.Каждый четвертый победитель и призер всероссийских олимпиад – это школьник из Москвы» – отметил Сергей Собянин.

Также 96% столичных школ могут гордиться призёрами или победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады, 28% – заключительного (2010-м их было 27% и 5% соответственно).

Слова градоначальника подтверждаются цифрами: в рейтинге лучших школ России 139 из 500 – московские. Это на 12% больше, чем в прошлом учебном году. Это значит, что более 30% школьников Москвы учатся в лучших школах России.

Благодаря тому, что в ходе слияния все профильные образовательные учреждения не только сохранили свои профили, но и добавили к основному ещё несколько, ученикам теперь гораздо проще раскрыть свои способности на ранних стадиях, развивать свои таланты и готовиться к последующим ступеням обучения по более структурированной системе.

Безусловно, эти результаты не окончательные и в сфере образования ещё есть над чем работать: «Все изменения в московском образовании только начинаются. Самые главные изменения в московской школе должны происходить в характере треугольника отношений учителя, ученика и родителя. В настоящий момент мы создали условия, когда ученик выбирает школу. Заключительный этап изменений мы увидим тогда, когда ученик сможет выбирать учителя» – Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы.

Сейчас очень важно не останавливаться на достигнутых результатах. По словам Сергея Собянина, московские школы заслуженно считаются лучшими в стране. Теперь нужно вывести школьное образование столицы на мировой уровень.

7372

Похожие статьи