Жизнь в Москве

Еще...

Выбор б/у автомобиля: на что обратить внимание

Сталкиваясь с покупкой автомобиля с рук, многие водители из раза в раз наступают на одни и те же грабли. Результатом являются потраченные впустую деньги и время на исправление собственных ошибок...

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этой статье мы постараемся помочь вам не допустить самые грубые из них. Итак, как же правильно выбрать подержанный автомобиль? 

Где искать подержанный автомобиль? 

Самый простой способ найти интересующий автомобиль — это зайти на один из интернет-ресурсов, предлагающих сервисы размещения объявлений о купле-продаже б/у автомобилей. Этот способ удобен тем, что обеспечивает максимально широкий охват предложения и, как правило, позволяет подробно изучить автомобиль по фотографиям. Главный минус — невозможность до осмотра проверить, насколько описание соответствует действительности.

Если вас интересует автомобиль какой-то особо редкой модели, то сервисы публичных объявлений, скорее всего, не принесут желаемого результата. В таком случае имеет смысл найти в интернете клуб владельцев таких машин и искать её там. Например, интересующее авто можно найти среди тем о продаже на форуме или даже обратившись напрямую к владельцу интересующей машины, который ведёт на форуме так называемый «бортовой журнал». Главный плюс — прозрачность истории и возможность ещё до осмотра получить рекомендации других участников сообщества в пользу конкретной машины. А основной недостаток этого способа состоит в том, что владельцы таких «клубных» авто далеко не всегда готовы даже разговаривать о продаже.

Ещё один вариант найти желаемую машину — посетить одну из социальных сетей автомобилистов. Это интернет-ресурсы, которые содержат огромное количество «бортовых журналов» самых разных автомобилей. Как правило, страницы пользователей удобно структурированы по маркам и моделям, а изучив все записи владельца, можно узнать о машине практически всё ещё до осмотра, так как мало кто ведёт подобные «бортовики» с оглядкой на предстоящую продажу.

Помимо интернета не забывайте и о других способах поиска автомобиля, будь то объявление в газете или оставленная под «дворником» записка. Главное — установить с владельцем первый контакт и договориться об осмотре.

Что и как осматривать перед покупкой?

Осмотр нужно проводить в светлое время суток — там намного проще увидеть кузовные недостатки. Желательно подъехать к месту стоянки автомобиля и попросить хозяина не заводить машину до встречи. Это нужно, чтобы оценить работу «холодного» двигателя — обычно в этом режиме в первую очередь проявляются все посторонние звуки. Проверьте, чтобы не было свиста ремней, скрипов роликов, стука изнутри. Допускается лёгкое поцокивание — многие моторы издают такой звук из газораспределительного механизма. Обратите внимание на дым: он не должен иметь явно белёсого или чёрного оттенка и не должен иметь ядовито-химического запаха. Осмотрите двигатель и его навесное оборудование внешне — они не должны иметь явных подтёков жидкостей, хотя лёгкие загрязнения допускаются. Идеально вымытый двигатель должен насторожить: возможно, владельцу есть, что скрывать под капотом. Проверьте масло: даже если его уровень в норме (многие доливают перед показом), такая проверка может что-то дать. В частности, масло не должно быть чёрным (значит, редко меняют) и содержать неоднородные примеси и вкрапления (это говорит о высоком износе мотора).

Внимательно осмотрите кузов автомобиля. Ключевых параметров два: лакокрасочное покрытие и геометрия деталей. Крашеные детали, отличающиеся по оттенку, лучше всего видны на солнце под разными углами осмотра. Если выявили крашеную деталь — смотрите, по возможности, на металл находящейся за ней — вмятины и складки на ней могут выдать более серьёзную аварию, чем «царапина», о которой говорит владелец. Ещё один признак ремонта — ржавчина на «свежей» машине. Коррозия выдаёт некачественную покраску кузова. Геометрия деталей проверяется, прежде всего, по зазорам — они должны быть равномерны с обеих сторон каждой детали. Под капотом проверьте планку, на которую крепится радиатор («телевизор») — на ней не должно быть заминов металла и следов рихтовки. Также осмотрите пластмассовые крепления фар — оригинальная оптика зачастую дорога, поэтому после аварии многие предпочитают ремонт.

Изучите документы. Чем полнее их комплект, тем больше информации вы сможете получить. Большое количество владельцев в ПТС или их частая смена в течение короткого промежутка времени должны насторожить, равно как и вклейки в ПТС и прочие следы манипуляций с этим документом. Если автомобиль был привезён из США, то обязательно проверьте его историю по сервису CarFax — зачастую она оказывается совсем не той, которую рассказывает владелец. Для ввезённых из Японии автомобилей стоит попросить у владельца аукционный лист — в случае с беспроблемным автомобилем владелец не станет скрывать этот документ, подтверждающий отличное состояние машины на момент ввоза.

Наконец, прокатитесь на автомобиле (обязательно — с выключенной аудиосистемой) по ровной дороге с парой поворотов и парой «лежачих полицейских».  Прислушайтесь к посторонним звукам, к работе подвески, проверьте люфт руля. После этого проверьте работу всей электрики и электроники в салоне, а также обратите внимание на потёртости сидений и органов управления (накладок на педали, обода рулевого колеса, селектора коробки передач) — зачастую именно состояние этих деталей выдаёт реальный пробег автомобиля. Если по результатам вышеперечисленных манипуляций автомобиль не вызвал подозрений, то можно совершать сделку или дополнительно удостовериться в надёжности выбранного варианта с помощью диагностики на станции техобслуживания.

Диагностика и торг 

Как правило, диагностика у официального дилера или на станции техобслуживания, которой доверяют продавец и покупатель, является последней проверкой и поводом для предметного торга. Стоимость диагностики составляет обычно от 2 до 5 тысяч рублей и оплачивается по договорённости между продавцом и покупателем.

Перед осмотром автомобиля с пробегом необходимо чётко поставить перед сервисменами задачу: комплексно установить техническое состояние автомобиля, а также составить список обязательных и желательных ремонтных работ со сметой стоимости запчастей и работ. Обычно по результату диагностики продавец снижает цену автомобиля согласно смете, но в разумных пределах — требующий серьёзного ремонта автомобиль проще продать менее въедливому покупателю, да и вам такой вариант ни к чему.

Мошеннические схемы 

Помимо выбора автомобиля, необходимо быть очень внимательным и при выборе продавца автомобиля. Нарваться на мошенников сегодня очень просто, особенно при покупке «престижного» седана или внедорожника пятилетнего возраста. Но в целом мухлюют с любыми машинами: от недорогих Нексий до свежайших Bentley. Прежде всего, обратите внимание на личность продавца: если она вызывает у вас хоть сколь-нибудь существенные подозрения, то лучше откажитесь от сделки. Также вас должен насторожить тот факт, что продавец пытается реализовать машину друга, брата или родственника — примерно в половине таких случаев дело нечисто.

Далее — документы. Паспорт транспортного средства (ПТС) должен быть в оригинале. Дубликат (выданный, по рассказам продавца вследствие утери или порчи оригинала) чаще всего означает, что машина находится в залоге у банка в качестве обеспечения по кредиту. Продажа автомобиля по генеральной доверенности — распространённая и безобидная схема. Но за ней часто кроются большие неприятности для покупателя: доверенность может быть отозвана собственником (или прекратиться в случае его смерти), автомобиль может быть ограничен в обороте в силу закона, к тому же доверенность проще подделать. Также проследите, чтобы с машиной вам передали весь комплект ключей. Часто даже если покупатель замечает недостаток, ему делают приятную «скидку» за утерянный ключ, после чего машина вскоре беспрепятственно «уезжает» от беспечного новоявленного владельца. Нелишним будет проверить автомобиль и на наличие специальных электронных «маячков», а также сменить охранную систему.

Наконец, передача денег. Во время этой операции требуйте грамотно составленной расписки в получении (в том числе и в получении залога, так как его чаще всего не желают возвращать), а также внимательно проверяйте купюры, если вдруг сразу после совершения сделки продавец передумал или срочно изменились обстоятельства, и он возвращает вам обратно только что полученную сумму. Весьма вероятно, что это будет «кукла» с поддельными купюрами или фантиками в середине. Ещё один вариант обмана состоит в том, что автомобиль продаётся проживающим за границей собственником, который всячески гарантирует (зачастую — очень убедительно) соответствие машины описанию, а в качестве задатка, покрывающего его приезд для продажи автомобиля, требует перевода определённой суммы. Компенсацией этого «маленького неудобства» обычно служит очень «вкусная» цена. Впрочем, последнее применимо к большинству случаев мошенничества. Бесплатный сыр — известно, где бывает. 

10869

Документы

Организации

  • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России
  • Российская автомобильная Федерация
  • Российский союз автостраховщиков
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве

Горячие линии

Справочные услуги

Похожие статьи