Жизнь в Москве

Еще...

Что будет с ОСАГО в 2019 году

В наступающем году рынок ОСАГО ожидают масштабные преобразования. Главное из них - начальный этап либерализации тарифа и обсуждение дальнейших законодательных шагов по изменению цены расчета полисов. Уже первый этап приведет к понижению цены для опытных и аккуратных водителей (которые по статистике составляют около 80% от всех водителей), а для более узкой категории молодых и аварийных она может немного вырасти.

Либерализация тарифов ОСАГО

Последний год в новостях про ОСАГО постоянно звучит слово «либерализация». Поскольку с нового года этот процесс фактически начнется, давайте как следует разберемся, что это, зачем она нужна и как отразится на каждом автовладельце.

Либерализация – это, фактически, возможность сделать тариф индивидуальным для каждого автовладельца. В результате безаварийные автовладельцы будут платить за страховку меньше, чем сейчас, а аварийные – напротив, больше. Полностью это будет возможно тогда, когда тариф будет освобожден от госрегулирования, а устанавливать его будут сами страховые компании.

Тариф ОСАГО и сейчас учитывает некоторые индивидуальные особенности автовладельца. Но этих параметров недостаточно. Так, градаций по возрасту и стажу сейчас всего 4. А диапазон базовой тарифной ставки, установленной Банком России - от 3432 до 4118 руб., ни выше, ни ниже страховая компания ставку сделать не может. Для того, чтобы получить итоговый тариф, базовая ставка умножается на коэффициенты. Их значения тоже устанавливает Центральный банк. В результате для многих автовладельцев тариф получается несправедливым. Например, если в регионе много страховых мошенников и страховые компании несут из-за них убытки, то цена полиса ОСАГО для всех водителей в этом регионе будет выше.

Тарифный диапазон

В январе 2019 года ожидается вступление в силу указания ЦБ, которое расширяет коридор базовых ставок тарифа ОСАГО на 20% вниз и вверх: диапазон составит 2746-4942 руб. вместо текущего 3432-4118 руб. Это означает, что у страховщиков появится свобода назначать базовый тариф как выше, так и ниже текущего – в зависимости от ситуации в конкретном регионе.

Для расчета окончательной цены полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов. С началом действия указания сам набор коэффициентов не изменится, при этом разделение водителей по стажу и возрасту станет более точным: появится 58 категорий вместо существующих четырех.

Для самой молодой и аварийной категории - 16-21 лет - коэффициент немного повысится - с 1,8 до 1,87, а для самых опытных водителей стоимость полиса снизится на 7%. Для полисов «мультидрайв» - без ограничения числа допущенных к управлению лиц - коэффициент также вырастет до 1,87. 

Новые цены на ОСАГО

Указание ЦБ о новых тарифах утверждено советом директоров регулятора и находится на регистрации в Минюсте. Оно вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Проект Минфина предполагает введение трех видов полисов ОСАГО с разными вариантами лимитов: 500 тыс. руб. за вред жизни и здоровью и 500 тыс. за вред имуществу, по 1 млн и по 2 млн руб., а также вводит возможность купить полис ОСАГО на срок до трех лет (сейчас максимум - год). Минфин предполагает, что страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и сроком действия (500 тыс. руб. и один год), повышение лимита и сроков будет возможно по согласованию страхователя и страховщика. 

Уже сейчас, без либерализации, средняя цена ОСАГО снижается - в 2018 году она снизилась на 1,9% и составила 5705 руб. (по статистике Российского союза автостраховщиков). Крупные страховые компании уже объявляют о снижении цен на полисы в ряде регионов.

Для некоторых водителей цена может вырасти. Но по расчетам Центробанка, рост средней цены будет не больше 1,5%. Средняя цена ОСАГО в результате введения новых тарифов почти не изменится. Впоследствии из-за конкуренции стоимость ОСАГО будет снижаться - это показывает опыт либерализации автострахования в европейских странах. 

Региональные особенности

В первую очередь цена полиса зависит от региона, в котором вы живете. Сейчас страховые компании могут установить базовый тариф только для всего региона в целом: одна страховая компания не может одному водителю в Воронеже сделать базовый тариф 3500 руб., а другому 4000 руб. И с Нового года это не изменится.

Если в вашем регионе нет проблем с покупкой ОСАГО - нет очередей в офисах, купить полис в интернете можно легко, переадресация на сайт другого страховщика не включается - значит, ваш регион для страховщиков благополучный, и они будут стремиться снизить цену, чтобы привлечь как можно больше клиентов.

Однако в последний год ситуация с прибыльностью ОСАГО улучшается, убыточных регионов и клиентов становится все меньше, а значит, конкуренция между страховщиками поможет снизить цены и в проблемных сегментах тоже.

А еще - проверьте свой стаж и возраст. Если вам больше 35 лет и за рулем вы более 6 (или 30 лет и 9 лет - вы водитель) - вы точно получите на ОСАГО скидку от 1 до 7%. Самую большую скидку в 7% получат пенсионеры, водители старше 59 лет со стажем от 6 лет. В итоге по расчетам РСА полис подешевеет для 80% водителей.

Европротокол

Также на 2019 год запланировано дальнейшее совершенствование системы европротокола. Планируется, что при оформлении европротокола через мобильное приложение идентификация пользователя будет идти через единый портал госуслуг (ЕПГУ), что позволит ряд полей заполнять автоматически и значительно сократить время на оформление мелких аварий.

Кроме того, в 2019 году страховое сообщество планирует закрепить успех 2018 года в борьбе с мошенниками и недобросовестными автоюристами. В Банке России подтвердили, что планируют в 2019 году провести дискуссию по созданию нового института - страховых детективов, которые будут обладать большими полномочиями по расследованию страховых случаев, чем службы безопасности страховых компаний. О необходимости создания такого института страховщики заявляют не первый год. Предметом дискуссии в 2019 году станут границы полномочий страховых детективов и разграничение их функций с правоохранительными органами.

2149

Похожие статьи