85 % граждан Евросоюза не знают о правах, которыми они обладают как авиапассажиры, и ежегодно недосчитываются компенсаций на общую сумму в 5 млрд евро. Вопреки требованиям закона Евросоюза ЕС 261, авиакомпании по-прежнему не сообщают авиапассажирам об их правах, поскольку 66 % всех авиапутешественников, считают, что перевозчики недостаточно хорошо их информируют.

Каждый год почти 13 миллионов авиапассажиров упускают свыше 5 млрд евро, оставляя их в руках авиакомпаний, которые должны были выплатить эти деньги путешественникам в качестве компенсации за неудобства, связанные с задержкой или отменой рейса. Это упущение происходит из-за неинформированности клиентов авиаперевозчиков. Знание прав позволит им получать компенсации в ситуациях различных издержек, связанных со сбоем работы авиаперевозчиков.

Какие права есть у авиапассажиров

При задержке или отмене рейса или при отказе в перевозке авиапассажирам может при определенных обстоятельствах полагаться финансовая компенсация в размере до 600 евро на человеках. Для того, чтобы претендовать на эту компенсацию, аэропорт вылета рейса должен находиться на территории Евросоюза либо авиакомпания должна базироваться в Евросоюзе и пункт прилёта должен находиться в ЕС. То есть в случае с Россией речь идёт о рейсах из стран ЕС в Россию, выполняемых российскими перевозчиками, и перелётах европейских авиакомпаний, в которых Россия может быть как отправным пунктом, так и пунктом прибытия.

Более того, задержка рейса должна состояться по вине авиакомпании. Подать заявку на получение компенсации можно в течение трёх лет после того, как рейс был сорван.

В ситуациях, определяемых как «исключительные обстоятельства» — незапланированных забастовках, ураганах или оказании срочной медицинской помощи, — перевозчик не имеет обязательства выплачивать авиапассажирам компенсацию. Другими словами, при «исключительных обстоятельствах» компенсация за сорванный рейс не полагается.  

Задержка рейса в ЕС

Что делать, если вы должны лететь рейсом в Евросоюз или из Евросоюза, а вылет задерживается:

1. Если нет посадочного талона, подойдёт любой проездной документ с кодом бронирования — номером, который вашему бронированию присваивает авиакомпания. Это шестизначный код из букв и цифр.

2. Узнайте, почему задерживается рейс.
Чем более конкретным будет объяснение, тем лучше. Если авиакомпания объяснит задержку «эксплуатационными условиями» или «недостаточной безопасностью полёта», попросите предоставить более точный ответ. Эта информация пригодится в будущем, если вы решите добиваться компенсации.

3. Запишите фактическое время прибытия в конечный пункт назначения.
Фактическое время прибытия — это не тот момент, когда шасси касаются земли, а тот момент, когда подаётся трап и открывается дверь самолёта. Если задержка составляет более 3 часов, вам может полагаться компенсация.
В случае отмены рейса, если вы не хотите продолжать путешествие, вы можете вернуть полную стоимость билета и бесплатно вернуться в изначальный пункт вылета (при необходимости). 

4. Попросите авиакомпанию оплатить питание и напитки.
Если вы вынуждены находиться в аэропорту дольше запланированного времени, авиакомпания — в зависимости от задержки и продолжительности вашего перелёта — должна предоставить вам питание и напитки, чтобы сделать ожидание рейса более комфортным. Это не просто проявление доброжелательности к клиенту — в некоторых случаях авиакомпания обязана это сделать.

5. Ничего не подписывайте и не принимайте предложения, который могут предполагать отказ от ваших прав.
Например ваучеры на будущие поездки и другие бонусы. Такие предложения могут показаться заманчивыми, но, согласившись на них, вы можете лишиться права на дополнительную компенсацию в будущем. 

6. Вы можете либо дождаться рейса, либо сдать билет, если задержка составляет более 5 часов.
Если не хотите продолжать путешествие, вы можете вернуть полную стоимость билета и получить бесплатный перелёт до изначального пункта вылета (при необходимости). 

7. Потребуйте от авиакомпании разместить вас в отеле.
Если другой рейс до вашего пункта назначения, на который вас пересадили, вылетает только на следующее утро, авиакомпания должна 
покрыть все обоснованные издержки на ваше проживание в отеле, а также трансфер от аэропорта и до аэропорта (при необходимости). 

8. Сохраните чеки, если понесли дополнительные расходы из-за задержки рейса.
Если из-за задержанного 
международного рейса (даже в пределах ЕС) пассажиры несут незапланированные расходы — например, не успевают заехать в отель или забрать арендованную машину, заранее внеся предоплату, — им может полагаться компенсация этих издержек. 

9. Узнайте, полагается ли вам компенсация за задержку рейса. 

10. Если в вашем перелёте была пересадка в стране Евросоюза, вам тоже может полагаться дополнительная компенсация.   

Если за последние 3 года вы пострадали от задержки, отмены или овербукинга рейса, вам может полагаться компенсация в размере до 600 долларов. 

Отказ в перевозке

 

Знание прав авиапассажира поможет вам в ситуациях, когда авиакомпания не пускает вас на борт самолёта, даже если вы ничего не нарушили. Не отказывайтесь от своего места в самолёте при овербукинге рейса или если вам отказывают в перевозке. Вам может полагаться компенсация за доставленные неудобства в размере от 250 до 1300 долларов. 

1. Не отказывайтесь добровольно от своего места в обмен на ваучеры или льготы.
В таком случае может оказаться, что дополнительная компенсация вам больше не будет полагаться. Разумеется, если авиакомпания сделает достаточно интересное предложение, вы можете его принять. Окончательное решение за вами.
 

2. Сохраняйте посадочный талон и другие проездные документы.
Если нет посадочного талона, подойдёт любой проездной документ с кодом бронирования — номером, который вашему бронированию присваивает авиакомпания. Это шестизначный код из букв и цифр.

3. Узнайте, почему вам отказывают в перевозке.
Чаще всего пассажиров «ссаживают» в результате овербукинга рейса, но могут быть и 
другие причины для отказа в перевозке. Эта информация пригодится в будущем, если вы решите добиваться компенсации.

4. Потребуйте пересадить вас на другой рейс до вашего пункта назначения.
Или потребуйте возместить стоимость билета и оплатить обратный перелёт до аэропорта, в котором вы начали свой перелёт (при необходимости).

5. Потребуйте компенсацию за отказ в перевозке.
При условии, что компенсация вам полагается, авиакомпания обязана выплатить её сразу же после того, как вам отказали в перевозке. Эта компенсация — дополнение к изменению маршрута и возмещению стоимости авиабилета(см. пункт 4).

6. Потребуйте от авиакомпании разместить вас в отеле.
Если другой рейс до вашего пункта назначения, на который вас пересадили, вылетает только на следующее утро, авиакомпания должна 
покрыть все обоснованные издержки на ваше проживание в отеле, а также трансфер от аэропорта и до аэропорта (при необходимости).

7. Попросите авиакомпанию оплатить питание и напитки.
Если вы вынуждены находиться в аэропорту дольше запланированного времени, авиакомпания должна предоставить вам питание и напитки, чтобы сделать ожидание рейса комфортным. Это не просто проявление доброжелательности к клиенту — в некоторых случаях авиакомпания обязана это сделать.

8. Потребуйте от авиакомпании разместить вас в отеле.
Если другой рейс до вашего пункта назначения, на который вас пересадили, вылетает только на следующее утро, авиакомпания должна 
покрыть все обоснованные издержки на ваше проживание в отеле, а также трансфер от аэропорта и до аэропорта (при необходимости).

9. Сохраните чеки, если понесли дополнительные расходы из-за задержки рейса.
Если из-за задержанного международного рейса (даже в пределах ЕС) пассажиры несут незапланированные расходы — например, не успевают заехать в отель или забрать арендованную машину, заранее внеся предоплату, — им может полагаться компенсация этих издержек.

Проблемы с багажом

От 1525 до 3500 долларов США — средний размер компенсации за утерю или повреждение багажа, предусмотренной законами США, защищающими права авиапассажиров, и Монреальской конвенцией о правах авиапассажиров.

Во время авиаперелёта с багажом может случиться всякое: чемоданы иногда возвращаются потрёпанными или вовсе теряются. Но мы поможем вам вовремя предпринять правильные действия, чтобы добиться максимально возможной компенсации.

Если багаж был повреждён во время рейса

Ситуация касается рейсов в ЕС или международных рейсов.

1. Сохраните посадочный талон и багажные квитанции.
Если нет посадочного талона, подойдёт любой проездной документ с кодом бронирования — номером, который вашему бронированию присваивает авиакомпания. Это шестизначный код из букв и цифр.

2. Заявите о повреждении как можно скорее.
Сделать это можно в течение 7 дней с момента получения багажа, но лучше заявить о повреждении сразу, не покидая аэропорта.

3. Подайте претензионное заявление о возмещении ущерба или составьте Акт о повреждении багажа..
Скорее всего, вас попросят подать это заявление, если вы лично заявите о повреждении, впрочем некоторые авиакомпании предоставляют возможность заполнить его онлайн-форму.

4. Предоставьте свои чемоданы для осмотра.
По возможности это тоже желательно сделать, не покидая аэропорта. Вам нужно будет договориться с представителями авиакомпании о решении: ремонт, замена или иная компенсация.

5. Подайте в авиакомпанию заявку на выплату компенсации за повреждение содержимого вашего багажа
Авиакомпания компенсирует 
не все предметы, находившиеся в вашем багаже, или может вообще не признать своей ответственности. Однако если вам удастся привести убедительные доказательства вины перевозчика, результат будет стоить потраченного времени.

Если багаж не прибыл вместе с вами

1. Сохраните посадочный талон и багажные квитанции.
Если нет посадочного талона, подойдёт любой проездной документ с кодом бронирования — номером, который вашему бронированию присваивает авиакомпания. Это шестизначный код из букв и цифр.

2. Как можно скорее сообщите авиакомпании о том, что вы не получили багаж.
Лучше сделать это сразу, не покидая аэропорта, однако у разных авиакомпаний разные правила, поэтому уточните актуальные требования на сайте вашего перевозчика.

3. Подайте Акт о неприбытии багажа.
После того, как вы подадите акт о неприбытии багажа (ПИР), вы получите регистрационный номер своего заявления. Сохраните и копию акта, и регистрационный номер.

4. Отслеживайте свой багаж по регистрационному номеру своего заявления.
У многих перевозчиков есть онлайн-сервисы для отслеживания багажа. Они должны вам помочь примерно оценить, когда вы вновь увидите свои чемоданы.

5. Сохраните чеки, если вам пришлось купить необходимые вещи взамен тех, что были в багаже.
Например, туалетные принадлежности или нижнее бельё — вещи, которые были в вашем багаже и которые вам критически необходимы каждый день. Подав заявку, вы сможете рассчитывать на получение компенсации этих расходов.

6. Подайте в авиакомпанию заявку о выплате компенсации после получения багажа.
Это необходимо сделать, чтобы вам возместили все расходы, понесённые в результате неприбытия багажа: например, на покупку необходимых вещей (см. пункт 5). Заявку нужно подать в течение 21 дня с момента получения багажа. К заявке приложите чеки.

Если багаж так и не нашелся

1. Составьте подробный список того, что находилось в потерянном багаже.
По возможности приложите чеки или иные документы, подтверждающее ваше владение перечисленными вещами. Авиакомпания сможет компенсировать не все предметы, находившиеся в вашем багаже, однако вы можете рассчитывать на компенсацию за утерю большинства вещей, владение которыми вам удастся доказать.

2. Подайте в авиакомпанию заявку на выплату компенсации.Приложите чеки и документы для вещей, которые находились в вашем багаже, и для любых расходов, понесённых в результате утери багажа: например, на покупку необходимых вещей взамен тех, что находились в багаже.