В столичном регионе участились случаи мошенничества с использованием страхового номера: граждан обманывают, узнают их СНИЛС, который используют его в корыстных целях.

 

В столице и Подмосковье действуют злоумышленники, которые под видом сотрудников Пенсионного фонда просят граждан предоставить данные СНИЛС. Что же могут сделать мошенники, получив номер СНИЛСа? Получив заветный номер, злоумышленники не могут оформить кредит, однако, им станут доступны манипуляции с чужими пенсионными отчислениями. 

По паспорту и номеру СНИЛС

Информации из паспорта и СНИЛС достаточно, чтобы перевести накопленные пенсионные сбережения в негосударственный пенсионный фонд, и все накопленные средства будут копиться под другими условиями, ведь у каждого подобного фонда своя процентная ставка. Если мошенники узнали данные СНИЛСа через сайты или по телефону, они могут снять небольшую сумму денег (200-300 рублей), сказав, что это необходимо для регистрации на сайте или в реестре пенсионеров.

На «горячие линии» территориальных органов отделений ПФР поступают сообщения о том, что к гражданам в дверь звонят лица, представляются сотрудниками Пенсионного фонда и просят предоставить данные СНИЛС для некоего переоформления. Необходимо знать, что сотрудники ПФР не занимаются оказанием госуслуг на дому. Кроме этого они не участвуют в уличных опросах, не просят предоставлять реквизиты банковских карт и персональные данные по телефону. Помимо этого, Пенсионный Фонд не может быть отправителем сообщений в соцсетях или мессенджерах. Сотрудники ПФР обслуживают граждан исключительно в многофункциональных центрах, либо обслуживание ведется через клиентские службы.

Существует несколько схем, которые применяют недобросовестные лица, чтобы узнать номер пенсионного свидетельства. Мошенники могут представляться сотрудниками УФМС, ПФ, особо подготовленные  предоставляют и удостоверение. Хотя этот документ и будет фальшивым, но определить это обычному гражданину не так просто.

Соцопрос

Опрятные на вид молодые люди могут стоять на центральных улицах города и в других общественных местах. Они задают прохожим вопросы, относящиеся к накопленной пенсии, и просят назвать номер СНИЛСа для того, чтобы ввести ответы в базу данных и зарегистрировать  участника опроса в определенной государственной организации.

Опрос по квартирам

Для усыпления бдительности граждан за неделю до опроса на дверях подъезда могут появиться объявления о предстоящем поквартирном обходе. Может быть указано, что требуется заполнение бланков, в связи с пенсионной реформой. В объявлении, для большей убедительности, фиксируются фамилии работников.

Телефонные звонки

В основном львиная доля всех мошеннических действий начинается со звонка, и направлена на самых доверчивых граждан, а именно – пожилых людей, которые готовы отдать последние деньги и ценности, лишь бы с их родственниками ничего не случилось.

Людей часто беспокоят звонки от ненастоящих представителей пенсионного фонда. Для убедительности, злоумышленники называют имя, отчество и другие данные, а также сообщают, что стало известно, будто человеку не доплатили за трудовой стаж. Мошенники могут сказать, что средства будут переведены на карту Сбербанка. Все эти уловки придуманы для того, чтобы списать средства.

Мошеннические сайты

В последнее время россиянам приходят сообщения на мобильный телефон, в которых говорится, чтобы были обнаружены на индивидуальном счете СНИЛС страховые начислениям (указывают обычно крупную сумму). А подробности по выплате можно узнать на сайте. В SMS имеется адрес, куда советуется перейти и ознакомиться с информацией.

Получив такое сообщение, человек желает посетить сайт. Но этого делать не рекомендуется. И вот почему. В первую очередь страховые начисления на индивидуальном счете не должны вызывать удивления. Они не могут находиться в другом месте. И сумма их – это не конфиденциальные данные. Каждый гражданин РФ имеет право подать заявление в ПФР и ознакомиться с состоянием своего лицевого счета. Не обязательно куда-то идти – можно зайти в личный кабинет и провести манипуляцию онлайн. Но самое главное, никакие выплаты не предусмотрены законом РФ до выхода гражданина на пенсию. А адрес, указанный в SMS, отличается от адреса ПФР. Как правило, он может отличаться совсем незначительно, ведь достаточно изменить одну букву. А читают внимательно не все.

Пользователь переходит на мошеннический сайт и для получения каких-либо выплат к пенсии и у него запрашивают номер свидетельства, а иногда и номер пластиковой карты и ее код. Затем предлагают получить выплаты, однако для этого необходимо оплатить доступ к базе. После оплаты ничего перечислено не будет. А изъять деньги с вашей карты, зная всю нужную информацию, это дело пары минут.

Подпись нескольких документов

Когда вы оформляете и подписываете какие-либо бумаги (при оформлении услуг, при получении кредитных средств, покупки бытовой техники или транспортных средств), мошенники подсовывают вам на подпись страницу из договора о переводе пенсионных накоплений, пряча этот документ в кипе прочих бумаг, в надежде на вашу невнимательность. Когда необходимая страница будет подписана вами, мошенники смогут вложить её в договор о смене пенсионного фонда, и ваши пенсионные накопления будут перенаправлены.

Детально изучайте весь пакет документов, предоставляемых вам на подпись. Ваша бдительность, терпение и дотошность защитят вас от мошеннических действий.

Как вернуть пенсионные накопления, обманом переведенные в НПФ

Если через время в ваш почтовый ящик попало уведомление от ПФР о том, что ваше заявление удовлетворено и пенсионные накопления переведены в негосударственный пенсионный фонд, то паниковать и волноваться не нужно. Безусловно, высока вероятность того, что это провернули мошенники. Что же предпринять, чтобы возвратить ваши пенсионные накопления, если перевод в НПФ осуществили неправомерно и против вашей воли?

Если от ПФ было получено уведомление, и вы точно уверены, что стали жертвой обмана, и что пенсионные накопления неправомерно переведены в незнакомый вам ПФ, то нужно без промедления посетить отделение ПФР по месту фактического пребывания или месту проживания. Сотрудники ПФР расскажут о ваших правах по управлению пенсионными накоплениями, в частности, по переводу денежных средств в НПФ на ваше усмотрение или назад в ПФР.

У вас есть законное право обратиться в НПФ, куда были неправомерно и против вашей воли переведены пенсионные накопления с претензией, которая составляется в свободной форме. Фонд в обязательном порядке должен прояснить ситуацию и пояснить причину перевода ваших пенсионных накоплений. Вдобавок, вам должны предоставить оригинал договора с вами о переводе средств пенсионных накоплений.

Если у вас не имеется возможности лично посетить организацию, то вы можете через онлайн приемную написать жалобу на НПФ, в который переведены ваши пенсионные накопления и отправить ее в ПФР. Сделать это можно также по почте, отправив простое письмо по адресу: 1199991, г. Москва, ул Шаболовка, д.4, Управление по работе с обращениями граждан.

Если вы не знаете, что делать дальше, можно обратиться на сайте ПФР в «Центр консультирования», где можно получить ответы на интересующие вопросы и оставить жалобу. Для этого достаточно позвонить на «горячую линию» ПФР по телефону 8800 510-55-55.

Пенсионный фонд России успокаивает граждан, что их пенсионные накопления ни в коем случае и ни при какой ситуации не исчезнут и не «обнулятся» и волноваться не нужно, если все-таки вы стали жертвой мошенников. Пенсионные накопления так и остаются на вашем индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.

Способы защиты

Чтобы не попасться на мошенничество подобного вида, нужно помнить, что специалисты ПФР не осуществляют непосредственную деятельность с людьми, они не могут проверять сбережения на улице или по телефону, не устраивают опросы и не ведут перепись.

Если на вашем пороге оказались агенты НПФ, не теряйтесь, не давайте свои документы, и, конечно же, не подписывайте никаких договоров в этот же день. 

Когда незнакомые люди звонят к вам в дверь, проявите бдительность и попросту не открывайте им дверь. Если вас застали на работе, то сразу в вежливой форме откажитесь от тех услуг, которые они предлагают. Если агенты проявляют настойчивость, молча вызывайте полицию. Не забывайте важную истину, о которой постоянно говорят должностные лица ПФР – их сотрудники не проверяют документы «поквартирно» и ваша накопительная часть пенсии не может «сгореть», «обнулиться» и «пропасть».

Важно не стесняться, не бояться спрашивать про все возможные документы, подтверждающие законность действий сотрудников пенсионного фонда, проверять наличие удостоверения. Уже на этом этапе молодые люди могут ответить что-то нелепое и уйти – это будет лучшим подтверждением акта мошенничества. Если же вас просят в анкете указать страховой номер, подробно расспросите, зачем он нужен. Если ответы непонятные, неконкретные, лучше отказаться от услуг и не давать личных данных.

По всем фактам, вызывающим у Вас подозрение, обращайтесь в полицию «102»  (с мобильного «112»).