Пробки, забивающие МКАД и федеральные трассы, давно стали проклятием Москвы. Однако власти всячески пытаются решить эту проблему, и одной из трасс, которая облегчит перед Центральная кольцевой автомобильная дорога (ЦКАД), строительство ее первой очереди должно завершиться уже в 2021 году. Эта трасса пройдет по территории Московской области и Новой Москвы в 50 километрах от МКАД и соединит все основные вылетные трассы в обход крупных городов Подмосковья. Важный нюанс заключается в в том, что проезд по ЦКАД в основном будет платным.

Цели и задачи строительства 

Необходимость строительства ЦКАД в Московском регионе назрела давно, о самом проекте ЦКАД активно говорили еще в начале «нулевых». По всей видимости, транзитный трафик на ЦКАД будут выводить принудительно. Отчасти это происходит уже сейчас: к примеру, грузовикам нельзя ехать по МКАД в дневное время. Но после запуска ЦКАД правила для транзита на МКАД станут еще жестче.

По мнению экспертова, новое «кольцо» нужно не только Москве, но и Подмосковью – правда, все упирается в тарифы. Возможно, люди и будут платить за проезд по новой дороге, но могут они и предпочесть езду по альтернативным объездным дорогам. Между тем, тарифы на проезд по ЦКАД пока не определены, ранее назывались цифры порядка 2,5 рубля за километр.

Есть мнение различных экспертов, что опыт платной дороги М-11 от МКАД до аэропорта «Шереметьево» оказался не очень удачным. Стоимость проезда по ней приличная – 310 рублей. При этом водителям приходится пользоваться М-11 из-за вечно забитого Ленинградского шоссе, где постоянно идет ремонт. Похожая ситуация и с Минским шоссе и платным объездом Одинцова.

На М-11 не снижают тарифы из-за того, чтобы там не поехали грузовики, которые якобы разбивают дорожное покрытие, хотя это не так. Давление шин что у грузовика, что у легкового автомобиля одинаковое, конечно, если машина не перегружена, объясняет эксперт.

На ЦКАД планируется пустить большегрузы, но по повышенным тарифам, так что шоферы вряд ли обрадуются и наверняка предпочтут искать бесплатные пути объезда.

Планы по сдаче секций

Главная логистическая задача ЦКАД заключается в том, чтобы перехватить транзитный транспорт на подступах к столице отправить его в обход. и его отправка в обход мегаполиса. 

По информации компании «Автодор», проект ЦКАД состоит из пяти пусковых комплексов:

  • ЦКАД-1 – от трассы М4 «Дон» до 11-го км трассы А-107 «Малая Бетонка»;
  • ЦКАД-5 «Звенигородский ход» – от М3 «Украина» до М10 «Россия»;
  • ЦКАД 5-3 (от трассы М10 «Россия» до М11 Москва – Санкт-Петербург;
  • ЦКАД-3 – от М11 Москва – Санкт-Петербург до М7 «Волга»;
  • ЦКАД-4 – от трассы М7 «Волга» до М4 «Дон».

Первая, третья и пятая секции ЦКАД должны быть сданы в октябре 2020 года. ЦКАД-4 через год, в октябре 2021 года. Осенью 2017 года было открыто движение по первому небольшому участку ЦКАД-5 в обход Звенигорода длиной 3,6 километра. А в июне 2019 состоялся первый проход по новому мосту через Канал имени Москвы – самому масштабному на ЦКАД.

Общая протяженность строящейся трассы составит 336 километров, ширина - 4-8 полос. ЦКАД – первый инфраструктурный мегапроект, частично финансируемый из Фонда национального благосостояния (ФБН). Из него на новую дорогу пойдет 150 миллиардов рублей, а общая стоимость проекта составит около 315 миллиардов рублей. Впрочем, из-за привлечения частного капитала у ЦКАД есть важная особенность: проезд по ней для водителей будет платным, кроме участка ЦКАД-5.

Платные отрезки

Платным проезд будет на трех секциях ЦКАД: первой, третьей и четвертой. Проезд по участку ЦКАД-5, проходящему по территориям Наро-Фоминского и Одинцовского городских округов, а также Истры и Солнечногорска, будет бесплатным согласно законодательству.

Поначалу участок ЦКАД-5 думали строить с нуля, но выяснилось, что для этого придется сносить очень много жилых домов и платить компенсации жильцам, что очень затратно. Поэтому выбор пал на расширение участка «Малой бетонки». А поскольку дорогу, не имеющую бесплатных аналогов, по закону делать платной нельзя, участок ЦКАД-5 на месте прежней А-107 будет бесплатным для автомобилистов.

На платных отрезках автомобилисты получат идеальное дорожное покрытие с максимальной разрешенной скоростью движения 80-110 км/ч. Кроме того, на ЦКАД появятся стоянки для отдыха, будет работать круглосуточный дорожный сервис.

Процедура оплаты

Как именно будет осуществлять оплата, пока не ясно. Стандартные для платных трасс стационарные пункты взимания платы могут создавать пробки, особенно в дачный сезон. Как одно из решений, рассматривается применение технологии «free flow» (свободный поток), которая позволяет оплачивать проезд на ходу. На дороге устанавливаются рамки, на которых будут размещены системы считывания данных с транспондеров и распознавания регистрационных номеров автомобилей. Водитель в мобильном приложении привязывает номер своего транспортного средства к лицевому счету. Когда система считывает данные с транспондера, номерной знак, плата за проезд автоматически списывается со счета. Таким образом, оплата за проезд буквально происходит на ходу.

Правда, есть одна проблема: как штрафовать тех, кто не захочет платить за проезд?

Однако Минтранс России уже занимается разработкой поправок в КоАП РФ, которые позволят штрафовать водителей, решивших бесплатно кататься по платным дорогам. Сбор таких штрафов планируется отдать в ведение «Ространснадзора», причем размер штрафов может составить от 2,5 до 10 тысяч рублей.