Хорошие родители стремятся, чтобы ребенок в ученическом возрасте получил максимум знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и успешной карьере. Как помочь ребенку, чтобы он все успевал?

Важно распределить силы

Режим дня школьника был описан еще главным детским доктором Г.Н.Сперанским в 1950-е годы: утренняя зарядка, чередование интеллектуальных видов деятельности с физическими, личное время на отдых и своевременный отход ко сну. С тех пор основные пункты режима дня ребенка не изменились. А вот нагрузки на мозг современных учеников многократно возросли: интернет, телевидение, СМИ – в сутки ребенок получает обвал нужной и ненужной ему информации, которая, с одной стороны, помогает учиться и осваивать новые знания, с другой стороны – засоряет мозги. Как помочь ребенку распределить силы, чтобы он не тратил время на ненужное, не заострял внимание на том, что лишь отвлекает от главного – учебы? Ответ один: надо составить режим дня и строго ему следовать. Когда все действия ребенка организованы, расписаны буквально по минутам, ему будет некогда «зависать» над виртуальными игрушками. Независимо от того, учится ли ваше чадо в начальной школе или в старших классах – распорядок дня должен быть для ребенка привычным и устоявшимся. Тогда ученик попадает в заданный ритм и следует ему, выполняя одно дело за другим. Хаотичность и спонтанность в том, что касается учебы и дополнительных занятий, до добра не доведут.

Посоветуйтесь со школьными учителями

Каким бы важными родители не считали дополнительные занятия иностранным языком, танцами, музыкой – все-таки это не должно идти в ущерб главному – освоению школьной программы. В составлении распорядка дня школьника вашими первыми советчиками должны стать школьные учителя: они знают особенности каждой возрастной категории школьников и посильные для них нагрузки. Сегодня многие средние общеобразовательные школы имеет официальный сайт, где среди прочей информации предлагаются разные варианты режимов дня школьника, отличаются они в зависимости от возраста. В примерных режимах дня указано, какой процент времени суток следует уделять школьным и дополнительным занятиям, выполнению уроков и отдыху.

Дайте ребенку отдохнуть!

Переутомление ведет к разным заболеваниям, среди которых ОРЗ или ОРВИ – самые безобидные. Знайте, что болезнь – это первая и естественная реакция детского организма на перегрузки. Дело не в инфекциях и не во множественных контактах с детьми в разных коллективах. Проблема исключительно в переутомлении. Таким образом детский организм на невербальном уровне сигнализирует требовательным мамам и папам: «Дайте мне отдохнуть! Я устал. И хочу неделю полежать в постели».

Территориальная близость

Москва – город больших расстояний. На их преодоление уходит, увы, слишком много сил. Если вы живете в одном округе, а ребенку приходится ездить в спецшколу в другой округ с двумя пересадками, попробуйте хотя бы выстроить кратчайший маршрут. В поисковых программах Yandex и Google найдите функцию «составить маршрут» и разузнайте, как можно добираться до вашей школы с точки зрения компьютерного разума. Может быть, появился новый маршрут транспорта, о котором вы не знали? Попробуйте с помощью компьютера рассмотреть новый путь – пусть более долгий по времени, зато щадящий, что требует не трех пересадок, а одной.

Многие родители специально снимают квартиру в том районе, где учится ребенок. Вынуждать ребенка добираться в школу по два часа – негуманно, а главное непродуктивно. Ребенок приезжает в школу уже уставшим, утомленным, раздраженным. О каком усвоении новой информации может идти речь? Это противоречит всем представлениям о здоровом образе жизни школьника: из-за долгой дороги и ученик не успевает делать уроки, а значит делает их за счет сна. Недосыпание, чрезмерная усталость, раздражение – и тогда уже проблемы с учебой и здоровьем нарастают как снежный ком. Помните, какой бы престижной ни была школа, нельзя приносить ей в жертву здоровье ребенка.

Кстати, 16 июня 2011 года Московские власти одобрили решение суда о восстановление прежнего порядка записи детей в школы города, согласно которому каждый ребенок имеет право учиться в ближайшей к его дому школе.

Департамент образования

Возможно, ваш ребенок еще мал и не определился, в какой кружок или секцию ему пойти. Он сам находится в поиске собственных увлечений и интересов. Помогите ему! Если вы не знаете, какие учреждения дополнительного образования есть в вашем округе, обратитесь в Департамент образования города Москвы, лучше в письменном виде или по электронной почте через виртуальную приемную на сайте http://www.educom.ru/ru/Appeals. Вам также подскажут контакты Управления образования вашего округа, где вам дадут адреса и телефоны спортивных, музыкальных и художественных школ, Домов детского творчества, а также других кружков и секций, которые имеются в вашем округе. Главное, что вы сможете выбрать те, что находятся в непосредственной близости к вашему дому.

Важно: при обращении в Департамент директива с Вашим вопросом (просьбой, обращением, жалобой, благодарностью) спускается сверху в окружное Управление образования и тогда местные представители уже обязаны оперативно реагировать на Ваш запрос. В течение одного месяца Вы получите официальный ответ с конкретными адресами и телефонами, куда Вы можете обратиться по интересующему Вас вопросу. В данном случае - по вопросу дополнительного образования школьников.

Как провести лето?

Продолжать ли занятия летом – вопрос сугубо индивидуальный. Одни дети отправляются в спортивные лагеря, чтобы на природе продолжить тренировки. Учащиеся музыкальных школ едут в детский загородный лагерь, где продолжают хоровые репетиции. Кто-то все лето не расстается с любимой скрипкой или флейтой. Летние занятия позволяют сочетать отдых с совершенствованием в музыке или спорте. А вот некоторым детям нужно абсолютное освобождение от школьных уроков и обязательств. И никаких списков литературы, которую надо прочитать за лето! Только игры, развлечения, море, солнце и песок. Ведь отдохнуть от любого рода школьных обязательство важно прежде всего психологически. Тут лучше посоветоваться с психологом, а если ребенок имеет особенности в развитии – то и проконсультироваться у психоневролога. Например, первоклассник коррекционной школы, едва усвоивший навыки письма к концу второго класса, за лето вновь может их утратить, и тогда в начале третьего класса ему снова придется учиться писать. Возможно, тут важно найти золотую середину: с одной стороны, не утратить полученные за учебный год навыки, с другой – не переусердствовать в занятиях во время летнего отдыха, чтобы вернуться к новому учебному году отдохнувшими и полными сил для новых свершений.