За долгие годы жизни русские люди привыкли к тому, что в магазинах цены на все товары устанавливаются той организацией, которая занимается продажей. Изменить их рядовой продавец не в праве – какую стоимость установило начальство, за такую он свои товары и продает. И торговаться в магазинах – по меньшей мере неуместно. Но времена изменились, и, чтобы не тратить деньги зря, москвичи постепенно вспоминают почти утраченные навыки и учатся торговаться.

Задавайте вопросы

Уверенность в себе, как принято считать, ключ к успеху. Если вы обладаете минимальными коммуникативными навыками, то вам будет не сложно задать продавцу вопрос «Есть ли на этот товар скидка?», «Могу ли я купить это дешевле?». Не стоит бояться отказа или негативной реакции. Как показывает практика, продавцы довольно часто идут на встречу и предоставляют своим покупателям возможность получить скидку. Даже если она не была заявлена заранее. Даже если не проводится никакой маркетинговой акции. И речь тут не идет о торговле на рынках или ярмарках – там сбить цену на 10-15% можно практически всегда. Если рядовой продавец в зале не обладает полномочиями снижать цену, то почему бы вам не обратиться к менеджеру зала? В любом случае помните – вы всего лишь задаете вопросы, вежливо интересуетесь, а не просите милостыню. Ваш интерес вполне законен и разумен. Если со стороны продавца вы встретите непонимание, переходящее в агрессию, то всегда можете написать о своем неприятном опыте общения с сотрудниками той или иной торговой организации в «Книге жалоб» магазина или в соцсетях. Хорошее реноме важно для любого продавца, как владельца ларька на рынке, так и представителя крупной торговой сети.

Проведите исследование

Невероятно, но факт – торговаться можно буквально везде. Даже если в магазине стоит специальная табличка «Скидок не делаем». Даже если речь идет о гламурном бутике. Никто не говорит, что вам будет легко добиться поставленной цели, но вы всегда можете попробовать.

Если вы хотите приобрести какую-то вещь со скидкой, то проведите предварительные маркетинговые исследования. Узнайте, сколько стоит аналогичный товар на других торговых точках. Спросите у продавца или менеджера через какого поставщика был приобретен интересующий вас предмет. Вам не составит особого труда позвонить в эту фирму и поинтересоваться ценой товара при оптовых закупках. Именно эта цифра и будет для вас знаковой – продавец не сможет снизить стоимость товара ниже закупочной цены, поскольку никто в здравом уме не захочет работать себе в убыток.

Всегда улыбайтесь

Общайтесь с торговыми работниками твердо и благожелательно. Сделайте из них не противников, а союзников. Дайте им формальную возможность отказать вам, но при этом создайте такую ситуацию, при которой им захочется сказать вам «Да». Вам кажется, что для этого нужны долгие годы практики и недюжинный актерский талант? Ничего подобного.

Не давите на людей – продавец тоже человек, он может испугаться, закрыться и уйти в глухую защиту. «Вы не могли бы мне помочь? Я понимаю, что дать скидку не в ваших интересах, но вы бы очень меня выручили». Вот волшебные слова, которые делают людей более открытыми к диалогу. Все хотят быть хорошими – воспользуйтесь этим. Разумеется, создать такую ситуацию, при которой счастливый менеджер бутика вручает вам эксклюзивную дизайнерскую вещь за четверть от ее заявленной стоимости – это высший пилотаж.

Время уходить

Если уж вы твердо намерены торговаться, то никогда не показывайте, насколько вам действительно необходима та или иная вещь. Если вы с порога заявите, что «Вот, об этом я мечтал всю жизнь! Нигде такой штуки не видел!», то уговорить продавца на скидку будет проблематично. Немного скепсиса не повредит. А так ли уж нужен вам этот предмет, раз он стоит здесь столько? Да вас загрызут родные, если узнают, сколько вы за это заплатили. И вообще, все это слишком дорого, а вы готовы рассмотреть альтернативные варианты.

Если вы решили поторговаться – не торопитесь. Возьмите паузу. Вы всегда можете отказаться от покупки. Но вы можете вернуться и приобрести эту вещь позднее. Однако продавцы в большинстве своем не обладают телепатическими способностями. Когда покупатель уходит из торгового зала, они думают, что это навсегда. Не исключено, что при следующем визите в этот магазин вам удастся получить существенную скидку.