Некоторые предприимчивые мошенники печатают себе фиктивные документы, ставят на них печать, табличку на грудь с именем и фамилией, заходят в транспорт и уверенно начинают проверять наличие проездных документов у всех пассажиров. Практически всегда найдется парочка "зайцев", которые не посмеют проверить на подлинность данных стражей закона.

Фальшивый или настоящий?

А между тем пассажирам следовало бы знать, что они в любой ситуации имеют право спросить у предполагаемого контролера его документы. И если он вам их не предоставил. можете смело его игнорировать и даже вызвать милицию в случае агрессивного поведения.

Бывают и более подготовленные мошенники, у них документы есть, и они вам их покажут, однако будьте внимательны к содержанию данного документа. Помимо документа, у контролеров есть другие обязательные признаки.

Как отличить настоящего контролера «Мосгортранса»

  • Должен быть одет в форменную одежду черного цвета — костюм, рубашка, галстук с вышитой надписью ГУП «Мосгортранс».
  • Должен иметь служебное удостоверение, постановления-квитанции о взимании штрафа, бланки протоколов об административном правонарушении.
  • Служебное удостоверение контролера — заламинированная карточка размером 8 на 11 сантиметров с голограммой. В левом нижнем углу — фотография, заверенная печатью, на документе проставлен номер, указана фамилия, имя, отчество владельца, а также подпись начальника отдела кадров.
  • Контролер выписывает постановление-квитанцию о взимании штрафа в двух экземплярах, один из которых отдает привлеченному в административной ответственности. На обоих документах проставляется номер и серия, указываются дата, время выдачи, должность, фамилия и инициалы контролера, а также сведения о лице, привлеченном к административной ответственности.

Конечно, в реальности контролеры не показывают свои удостоверения каждому пассажиру, да и вряд ли законопослушный пассажир, у которого в порядке проездной документ, вообще заинтересуется подлинностью контролера в случае успешной проверки. Однако есть более быстрый и простые способы отличить мошенников. Настоящие контролеры не имеют права требовать и принимать денежный штраф на месте. Все штрафы Мосгортранса проходят через банковскую систему. Контролер только выписывает квитанцию на оплату штрафа. 

Кроме того, хамские замашки тоже сразу вызывают подозрение, поскольку что за неподобающее поведение контролеры подвергаются штрафам, и заинтересованы быть корректными. Если пассажир-безбилетник отказывается показывать документ для составления квитанции, то у контролеров есть полномочия доставить "зайца" в отделение ОВД. К сведение тех, кто решил игнорировать штрафную квитанцию: неоплаченный штраф через 40 дней удваивается. Упорное игнорирование оплаты может закончиться пятнадцатью сутками ареста.

С недавнего времени появились более хитрые способы мошенничества на транспорте. В них участвуют настоящие контролеры, что является уже более серьезным правонарушением со стороны госслужащих и называется на языке Уголовного кодекса сговором.

Реальная ситуация мошенничества

В Москве 23 марта около 13 часов дня на внутренней стороне Садового кольца у станции метро «Красные ворота» женщина зашла в троллейбус маршрута «Б», как обычно провела Единым билетом (с остатком более 15 поездок) по валидатору и спокойно прошла в салон через турникет. Проехав всего одну остановку и собираясь выходить, она была задержана двумя контролёрами (пара мужчина и женщина среднего возраста). По требованию контролёров был предъявлен проездной документ и проверен валидатором контролёра. Оказалось, что проезд на троллейбусе действительно оплачен не был. В результате пассажирке, кроме потраченных времени и нервов, был выписан штраф в размере 1000 рублей за езду «зайцем». Заметим, что «заяц» - почтенная дама 1962 года рождения, не имеющая ни физической возможности "перепрыгивать" через турникет, ни какой-либо мотивации это делать. Как такое могло произойти?

Для понимания схемы мошенничества нужно вернуться к моменту посадки пассажирки в троллейбус. В этот момент сзади к ней подошёл молодой парнишка, незаметно оплатил поездку, чертыхнулся и выскочил на улицу. Разумеется, проход через турникет оказался открытым и валидатор просто не принял платёж пассажирки, которая спокойно вошла в троллейбус, думая, что проезд оплачен. Случайность? Не думаю…

Чтобы понять, в чём трюк, рассмотрим мотивации участников. У контролёров мотивация есть, чем больше штрафов, тем выше сдельная оплата труда и дополнительный доход Мэрии и «Мосгортранса». Однако, их действия сами по себе абсолютно законны. В действиях молодого человека – «купил билет, а сам не поехал» так же нет ничего противозаконного, но нет, казалось бы, и мотивации.

А вот если предположить, что в результате, так сказать, частно-государственного партнёрства (молодой человек от частного сектора, контролёры - от государственного) была создана маленькая организованная преступная группка (ОПГ), то всё встаёт на свои места. При этом поймать участников ОПГ по отдельности невозможно, а вместе они контактируют только для дележа законно заработанной сдельной зарплаты контролёров.

В любых подобных ситуациях защищайтесь: сфотографируйте контролёров, их служебные удостоверения, маршрут и номер троллейбуса  (автобуса), запомните точное время и место происшествия. Проинформируйте их о намерении обратиться в Департамент транспорта Правительства Москвы с жалобой и с приложением всего фактического материала. А затем сделайте это, например, через портал gorod.mos.ru.

Действующая сегодня схема оспаривания штрафов крайне длительна, бюрократична и сложна и вряд ли кого заинтересует, да и ничего не докажет в нашем примере. А вот мошенничество может заинтересовать правоохранительные органы.

В любом случае будьте внимательнее – бесплатный сыр бывает только в мышеловках.