Выставка организована при поддержке Aksenov Family Foundation.

Музей современного искусства «Гараж» представляет выставку российского художника, писателя, музыкального исполнителя, теоретика искусства Павла Пепперштейна (род. 1966, Москва). 

Пепперштейн с самого начала своей художественной жизни, точкой отсчета которой вполне можно считать детство в кругу московских концептуалистов, — один из самых деятельных мифотворцев современного российского искусства, изобретатель систем, вселенных, новых языков, городов и политических проектов. Персональная выставка в Музее «Гараж» — это попытка полноценной «инспекции» самых заметных и влиятельных мифов, созданных Пепперштейном в разное время — с 1970-х и до сегодняшнего дня. От изобретения новых стран и государств с подробной картографией, атрибутикой и тому подобного до экстатических или, наоборот, сверхпродуманных видений будущего мира, от религий, культов, верований и ритуалов до альтернативных реальностей, существующих в параллельных режимах и модальностях.  

Выставка представляет собой последовательность комнат, в каждой из которых развивается и живет одна из подобных систем-ландшафтов — например, «Библиотека», собранная из книг, выдуманных Пепперштейном, которые невозможно открыть, зритель видит только корешки изданий. Это один из важнейших образов для Пепперштейна и основанной им вместе с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» — книжный пантеон европейской цивилизации, в котором Аристотель, Лейбниц и другие замещены новыми героями с псевдоканоническими текстами. Важное место на выставке отводится так называемому политическому дискурсу — с одной стороны, переизобретению политической системы, с другой — наделению вполне реальных действующих лиц современной политики символическим статусом, погружению их в шизоидное пространство новых утопий, в обустройство метагосударств нового мира. Начало подобной «государственной деятельности» Пепперштейна относится к 1970-м, когда он придумывал и подробнейшим образом описывал утопические страны и политические системы: в «Гараже» впервые будут показаны ранние рисунки и альбомы, сделанные Пепперштейном в подростковом возрасте. 

Через всю выставку, где есть место театральным и театрализованным архитектурным решениям, проходит несколько сквозных элементов, в частности различные орнаменты, раппорт, который, как и в практике московского концептуализма, не мыслится как простое «украшательство». Для Пепперштейна «чисто декоративное выдает утрату своего происхождения, оно не имеет генеалогии, сиротствует. Тем самым оно отсылает к совершенному отрыву от контекста» (Жак Сулийу). Игра с различными уровнями расслоенной реальности, обнаружение магии, странных нарративов между складками действительности движут всей выставкой, превращая ее в собрание удивительных «ландшафтов», как в одной из серий Пепперштейна, давшей название всему проекту. 

Для «Человека как рамки для ландшафта» художник также создаст около 20 новых произведений, в том числе графические работы, видео и инсталляции. Помимо этого к выставке будет выпущена книга мемуаров Павла Пепперштейна. 

Павел Пепперштейн родился в 1966 году в Москве. В 1985–1987 году учился в Академии изящных искусств в Праге. Один из основателей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» (1987–2001). С 1989 года — независимый художник, писатель, критик и рэп-исполнитель. Его персональные выставки проходили в Государственном Русском музее (совместно с Иваном Дмитриевым; Санкт-Петербург, 1997), Новом Аахенском кунстферайне (2002), Художественном музее Базеля (2006), Мультимедиа Арт Музее, Москва (2015) и других. Участник многочисленных групповых выставок, в том числе Kunst im verborgenenNonkomformisten Russland 1957–1995 (Музей им. Вильгельма ХакаЛюдвигсхафен-на-Рейне; Документа-халлеКассель; Музей ЛинденауАльтенбург, 1995), «Москва–Berlin / Берлин–Moskau, 1950–2000» (Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Государственный исторический музей, Москва, 2003–2004), 26-я биеннале в Сан-Паулу (2004), 53-я Венецианская биеннале (основной проект и Павильон России, 2009), Ostalgia (Новый музей, Нью-Йорк, 2011), биеннале «Манифеста 10» (Санкт-Петербург, 2014); 1-я Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017) и других. Автор книг «Диета старика» (1997), «Мифогенная любовь каст» (1999), «Весна» (2010), «Пражская ночь» (2011), «Эпоха аттракционов» (2017). Лауреат премии Кандинского в номинации «Проект года» (2014). Живет и работает в Москве. 

Куратор: Екатерина Иноземцева

Когда: 28 февраля — 2 июня 2019