По предварительным данным, за 2019 год Москву посетили 25 миллионов туристов.

Источник ФОТО: Alvesgaspar, wikipedia.org

Годовой объем туристского потребления – то есть расходов туристов в столице – впервые превысил 1 трлн рублей (почти в 5 раз больше показателей 2010 года). А вклад туризма в бюджетную систему города в 2019 году достиг 147 млрд рублей, против 118 млрд годом ранее.

Только в минувшие новогодние праздники столицу посетили около 5 млн туристов. Из регионов России это жители Санкт-Петербурга, Крыма, Татарстана, Башкирии, Тюменской области, других субъектов. Если взять дальнее зарубежье, то много гостей приехали из Германии, Италии, Франции, Китая.

За прошедшие годы московские фестивали заметно расширили и географию, и аудиторию. Годовое количество посетителей «Московских сезонов» уже превышает 65 миллионов. С начала проходящего сейчас в столице фестиваля «Путешествие в Рождество» открылось более 80 площадок, а всего пару-тройку лет назад их было около 40. Год назад на площадках «Путешествия» побывали 18,6 млн москвичей и гостей города, а в этом году – уже более 21 млн. Учитывая такую популярность, фестиваль решили продлить до конца января.

Среднегодовая загрузка московских гостиниц и отелей теперь достигает 77%, что сравнимо с показателями Амстердама, Лондона и Парижа. Уже традиционно Москва вызывает высокий интерес среди туристов в новогодние праздники. Наибольшую загрузку демонстрируют 4- и 5-звездочные отели в самом центре – в период новогодних каникул они заполняются на 95%.

Привлечение столь больших потоков людей, как на московских фестивалях, дает мультипликативный эффект для экономики. Активизация москвичей и, конечно, туристов; посещение ими театров, музеев и концертных залов, рост выручки гостиниц, магазинов, кафе значительно увеличивает доходы городской казны и государственных учреждений. Ведь чем больше зарабатывает бизнес, тем больше он отчисляет налогов в бюджет, тем больше создает рабочих мест – а это, опять же, дополнительные налоговые поступления. В фестивальное время оборот только заведений общепита увеличивается на 50-200%.

Заработанные городом деньги идут, в том числе, на социальные программы. Поэтому в конечном счете средства, вложенные в крупные культурные мероприятия, – это инвестиции в будущее нашего города и в каждого из его жителей.

Торговые места на фестивалях, даже в самом центре, предпринимателям предоставляются бесплатно. Все расходы, связанные оснащением, оформлением и функционированием торговых шале, город берет на себя. Бизнесу нужно лишь привезти свою продукцию. Подать заявку на участие в фестивалях цикла «Московские сезоны» приглашают всех желающих (из любого региона РФ и любой страны). Заявки в электронной форме принимаются на торговую и культурную программы, а также от предприятий питания.

Фестивали выгодны по многим причинам – проверено на опыте десятков городов по всему миру. Они существенно увеличивают и турпоток, и доходы от туризма. Вот пример «Путешествия в Рождество»: один инвестированный городом рубль приносит почти 15 рублей (14,7 руб.) в бюджетную систему столицы.

Кроме того, фестивали позитивно влияют на международный имидж нашего города. И страны в целом. Теперь Москву ежегодно отмечают в различных туристических рейтингах: побывать у нас, к примеру, рекомендовали National Geographic, CNN, The Wall Street Journal, The Daily Telegraph, Lonely Planet.

Показательно, что до 2013 года включительно большинство туристов приезжали к нам с деловыми целями, а с 2014-го и этот поток начал снижаться. Но благодаря работе по повышению привлекательности города удалось не только избежать стагнации, но и добиться уверенного увеличения турпотока.

В конце 2019 года Москва удостоилась «туристического Оскара» – престижнейшей международной премии World Travel Awards. Причем российская столица стала лауреатом в одной из ключевых номинаций – «Лучшее туристское направление. Город». Кроме Москвы, в этой категории были представлены Лондон, Нью-Йорк, Лиссабон, Париж, Сидней, Рио-де-Жанейро и другие.

А уже в конце этого года Москва впервые примет Гранд Финал World Travel Awards. Провести его в российской столице решил Оргкомитет премии. В предыдущие годы финалы проходили в таких городах как Лиссабон (Португалия), Лондон (Великобритания) и Нью-Йорк (США). Премия World Travel Awards учреждена в 1993 году. Она вручается более чем в 80 номинациях: лучшие отели, авиалинии, туроператоры, города, курорты, достопримечательности и в других. Победителей определяет голосование среди туристов и специалистов туриндустрии. Ежегодно World Travel Awards охватывает весь мир своим Гранд Туром – серией гала-церемоний. Их завершает крупнейшее событие – Гранд Финал в конце года.

В 2018 году Москва получила престижную награду World Festival and Event City Award – как один из лучших городов мира для проведения фестивалей. Церемония награждения прошла в США в рамках 63-го ежегодного съезда Международной ассоциации фестивалей и массовых мероприятий IFEA (The International Festivals and Events Association). Помимо Москвы, обладателями наград стали еще восемь городов: Оттава (Канада), Сидней (Австралия), Порён (Южная Корея), Тайчжун (Тайвань) и Филадельфия (США) и др. До этого премию IFEA получали Лондон, Эдинбург, Бостон, Роттердам.