Пятая дискуссия в рамках программы NEW NOW "Телесность и идентичность: метаморфозы в цифровую эпоху".

Центральный выставочный зал «Манеж» продолжает серию дискуссий в рамках международной онлайн-платформы NEW NOW.

NEW NOW — это площадка для диалога, генерации новых смыслов, переосмысления нашего отношения к себе в меняющемся мире. Программа откликается на самые яркие идейные преобразования и вызовы современности, тем самым помогая формировать наше общее будущее.

27 января состоится пятая дискуссия  «Телесность и идентичность: метаморфозы в цифровую эпоху». Спикеры — Мохеба Костанди и Хелен Хестер. Модератор — Анна Кирикова.

Начало дискуссии — 20.00 UTC +3. Прямая трансляция дискуссии состоится на сайте ru.newnowbymanege.com, где также можно будет задать вопрос спикерам.

Мероприятие пройдет онлайн на английском языке с синхронным переводом на русский язык, зарегистрироваться для участия в дискуссии можно по ссылке

Как мы концептуализируем свое тело? Определение идентичности человека через закрепленные за ним телесные «константы» — пол, сексуальность и расу — претерпело значительные изменения в гуманитарных исследованиях начиная с 1970-х гг. Легендарный американский философ Джудит Батлер, среди наиболее известных книг которой — «Гендерное беспокойство: феминизм и инверсия идентичности» (1990) и «Тела, имеющие значение: о дискурсивных ограничениях пола» (1993), — пишет о том, что человек принципиально не может быть определен через гендерные и социальные роли, навязанные извне, и идентичность каждого человека определяется его действиями.

С другой стороны, согласно Мишелю Фуко, тело человека является результатом социального построения и дисциплинарной власти. В своей работе «Надзирать и наказывать» (1978) Фуко обращает внимание на момент, когда «рождается искусство владения человеческим телом, направленное не только на увеличение его ловкости и сноровки, не только на усиление его подчинения, но и на формирование отношения, которое в самом механизме делает тело тем более послушным, чем более полезным оно становится, и наоборот. Тогда формируется политика принуждений — работы над телом, рассчитанного манипулирования его элементами, жестами, поступками. Человеческое тело вступает в механизмы власти, которые тщательно обрабатывают его, разрушают его порядок и собирают заново».

Сегодня технологии и алгоритмы как никогда ранее внедряются в нашу жизнь, в том числе становятся частью телесного опыта. На встрече мы поговорим о том, что изменилось в риторике телесности в современную цифровую эпоху, с расширением возможностей благодаря искусственному интеллекту; какое влияние оказывают на наши тела и идентичности социальные медиа и современная этика «сверхдостижений»; задумаемся над тем, что такое «полезные» и «бесполезные» тела.

Согласно высказыванию творческого дуэта Элмгрин и Драгсет, сделанному в отношении выставки «Бесполезные тела», которая открывается в миланском Фонде Прада в марте этого года, “наши тела — больше не главные агенты нашего существования. Они не создают ценность в условиях продвинутых методов производства современного общества, как было в индустриальную эпоху. Можно сказать даже, что наши физические “я” — скорее помеха, чем преимущество. В XIX веке тело было производителем товаров повседневного потребления, а в ХХ — уже больше потребителем. За 20 лет XXI века тело вновь изменило статус и выступает в роли продукта — поскольку технологические гиганты собирают и продают наши данные». На встрече мы обсудим концепции «тело как продукт» и «постчеловеческое тело», а также то, как мы сможем оберегать границы своей телесности и идентичности в будущем, как будем переизобретать их в новом мире, который сейчас создаем.