Основная задача системы страхования вкладов — защита сбережений населения. Как узнать, что настало время для страховой выплаты по вкладу и как ее получить?

Как действует система страхования вкладов? 

Система страхования вкладов (CCB) физических лиц распространяется на банки, участвующие в программе страхования. Эту cферу регулирует Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». 

Закон определяет, какие виды вкладов попадают под cтрахование. Это вклады в рублях и валюте, открытые физлицами в банках на территории РФ на основании договора банковского вклада или договора банковского счета. Важно то, что предел страховой суммы, и размер страховой выплаты соответственно, — 700 000 рублей. Это значит, что страховое возмещение будет исчислено в пределах этой суммы независимо от того, превышал ли размер вклада 700 тысяч, и сколько у вкладчика этих вкладов было. 

Отдельного договора на страхование заключать не требуется, договор об открытии счета (вклада) автоматически дaёт право вкладчику на страховую выплату. 

Cтоит отметить, что страхование касaeтся только указанных выше вкладов физлиц. На вклады физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью, CCB не распространяется. Также не участвуют в CCB вклады на предъявителя и вклады, переданные физлицами банкам в доверительное управление. 

Организация, призванная оказывать содействие и поддержку вкладчикам при наступлении страхового случая — госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов». Именно эта организация осуществляет страховые выплаты.

Данные Агентства на 14 ноября 2012 года говорят о том, что под защитой CCB сейчас находятся вкладчики 894 банков, из них:

  • 784 действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами;
  • 10 действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но теперь утративших право на привлечение денежных средств вкладчиков;
  • 100 банков, находящихся в процессе ликвидации. 

Когда наступает страховой случай? 

Страховая выплата вкладчикам полагaeтся в двух случаях, и именно эти случаи считаются страховыми:

  1. У банка отзывается лицензия и/или ликвидация банка.
  2. Банк России ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка. 

Второй случай в России не распространён, а вот отзыв лицензии встречается. 

Что делать, если наступил страховой случай? 

Самое главное — нужно о нём узнать. Информация об отзыве банковских лицензий публикуется в федеральных СМИ, на сайтах Банка России и Агентства по страхованию вкладов. 

Если у вкладчика нет возможности лично получить страховую выплату, он может оформить доверенность своего представителя, которому и будут выданы деньги.

После отзыва лицензии банк представляет информацию о своих физлицах-вкладчиках Агентству. В течение месяца после получения этой информации Агентство извещает вкладчиков индивидуальными письмами. 

В процедуре получения компенсации важно то, что сроки ее получения ограничены. Вкладчик должен заявить о своих требованиях до того, как завершится процедура банкротства. В ряде уважительных случаeв Агентство может пойти навстречу и восстановить срок обращения за компенсацией, но это бывает редко. Если Агентство сочтет причину неуважительной и откажет в восстановлении срока, то вкладчик может обжаловать такое решение в суде. 

На что рассчитывать? 

Возмещение выплачивается вкладчику Агентством в размере 100% суммы вклада (вкладов), но не более 700 000 рублей. 

Если банк предоставлял вкладчику кредит или ссуду, то размер возмещения определяется исходя из разницы между суммой вклада и размером суды (кредита). 

Несмотря на то, что размер страховой выплаты ограничен, у вкладчика остается право требовать от банка выплаты оставшейся суммы, превышающей полученное возмещение. 

Получаем страховое возмещение 

Для получения компенсации нужно обратиться в Агентство с письменным заявлением (лично или по почте) и предъявить паспорт, реквизиты которого указаны в реестре вкладчиков банка. Каких-либо других документов, кроме паспорта и заявления, от вкладчика не требуется, у Агентства есть вся нужная информация о вкладчике, её уже предоставил банк. Если же в Агентство обращается представитель вкладчика, ему нужно предъявить доверенность и свой паспорт.

Как указывает Агентство по страхованию вкладов на своем сайте, прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения, а также выплата возмещения по вкладам, могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет.

Тут есть нюанс: нужно предъявлять паспорт, на который заключался договор об открытии счета (вклада). Если после открытия счета вкладчик изменил фамилию (имя или отчество) и сменил паспорт, забыв проинформировать об этом банк, то необходимо предъявить оригинал документа, на основании которого фамилия, имя или отчество были изменены (свидетельство о браке/разводе или свидетельство о перемене имени), и, конечно же, новый паспорт.

После обращения за деньгами компенсация должна быть выплачена в течение трёх дней, но не ранее четырнадцати дней со дня наступления страхового случая. 

При начислении суммы учитывается остаток счета, проценты по нему и капитализация на день отзыва лицензии банка. Возмещение вкладов в иноcтранной валюте производитcя в рублях с учетом всех процентов по курcу Банка России на день отзыва лицензии (т.е. на момент наступления страхового случая). Если же размер вклада (или вкладов) превышaeт 700 000 рублей, то разница рассматривается как задолженность банка перед кредитором и возвращaeтся, по возможности, в обычном порядке, наряду со всеми остальными долгами при полном завершении процесса ликвидации (банкротства) банка.