5 лет работы Единой медицинской информационно-аналитической системы г. Москвы преобразили поликлиники.

Из них исчезли очереди, появились электронные сервисы, облегчающие жизнь врачей и пациентов: дистанционная запись, электронные направления, листки нетрудоспособности, рецепты и медкарта, удалось в 9 раз улучшить доступность самых востребованных врачей: терапевтов и педиатров, а также других специалистов первичного звена.

Если в 2011 году запись к врачу была возможна только в поликлинике через регистратуру, то сегодня 58% москвичей записываются на прием самостоятельно, при этом 30% используют дистанционные каналы – Интернет, мобильные приложения, телефон. Раньше люди могли часами ждать своей очереди «под дверью» кабинета врача, сейчас почти 90% пациентов попадают на прием в горизонте 20 минут от назначенного времени.

Ежедневно в системе совершается 500 000 различных транзакций - записей на приём, оформления электронных рецептов или больничных и т.д.  В 2011 году количество транзакций не превышало 70 000. В 27 раз увеличилось ежегодное количество приемов в системе – в 2015 году этот показатель составил 63 млн. Всего с начала внедрения в ЕМИАС зафиксировано более 192 млн приемов пациентов. Благодаря обширной статистике, накопленной в системе, удалось последовательно принять ряд эффективных управленческих решений, которые и привели к улучшению доступности медицинской помощи в столице. Этому помогли и появившиеся в столичных поликлиниках кабинеты «Дежурный врач» и «Здоровое детство».

Сегодня ЕМИАС охватывает все 660 поликлиник Департамента здравоохранения г. Москвы и порядка 9 млн уникальных пациентов. Система продолжает развиваться: создаются электронные медкарты, которых уже более 1,5 млн, пилотируется лабораторный сервис, идет внедрение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг.

Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) создается Департаментом информационных технологий города Москвы по заказу Департамента здравоохранения города Москвы в рамках программы «Информационный город».
Основные задачи ЕМИАС — сделать использование бесплатных медицинских услуг доступным, качественным и удобным для граждан, избавить медицинских работников от бумажной рутины и дать им простой и удобный доступ к необходимой информации для оказания медицинской помощи, а руководству государственных медицинских учреждений — достоверный и оперативный инструмент анализа и эффективного управления системой здравоохранения.

Функционал системы включает в себя:

  • запись на прием к врачу и управление потоками пациентов (электронная регистратура);
  • интегрированная медицинская информация (электронная медицинская карта);
  • электронные медицинские документы (рецепты, листки нетрудоспособности, направления и другие);
  • персонифицированный учет медицинской помощи и консолидированный управленческий учет;
  • управление медицинскими регистрами. 

ЕМИАС – один из самых масштабных, организационно сложных и социально значимых столичных ИТ-проектов последних лет. Никогда прежде городская программа не охватывала такое огромное количество участников. ЕМИАС объединяет более 20 тысяч врачей, 7 млн пациентов, содержит более 100 млн. записей к врачам, и обеспечивает более 500 тыс. различных транзакций ежедневно. Над проектом работает порядка 4500 специалистов из более чем 30 российских ИТ-компаний.
ЕМИАС развернута в 660 медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического звена, и уже переводит столичное здравоохранение на новый уровень. 

Процесс проходит в несколько этапов:

  • обеспечение сервисов самостоятельной записи пациентов к врачу;
  • включение в систему врачей, которые направляют пациентов к нужным специалистам, видят историю болезни пациента, результаты анализов и диагностических процедур, выписывают электронные рецепты, а также получают и используют другую информацию, необходимую для работы;
  • организация многопланового учета оказанной медицинской помощи для эффективного управления медицинскими учреждениями.