В системе социальной защиты населения в Москве функционирует 37 учреждений нестационарного социального обслуживания: 34 территориальных центра социального обслуживания и 3 центра социального обслуживания на присоединенных территориях.

Основные направления работы

Одним из основных направлений работы территориальных центров является предоставление социальных и доврачебных услуг одиноким пожилым гражданам и инвалидам, утративших способность к самообслуживанию.

Отделения социального обслуживания на дому (ОСО) и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ОСМО) функционируют во всех центрах социального обслуживания. Они предназначены для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социально-бытовых услуг (осуществляется социальными работниками) и доврачебной помощи (осуществляется медицинскими сестрами).

Порядок принятия, документы

В трехдневный срок с момента получения письменного заявления на зачисление руководство центра организует:

  • обследование материально-бытовых условий проживания заявителя по месту его жительства, по результатам которого составляется акт;
  • составляет выписку из финансово-лицевого счета из жилищно-эксплуатационного учреждения по месту жительства;
  • запрашивает заключение о состоянии здоровья и об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения.
  • обслуживание на дому из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения.

На основании указанных документов Комиссия центра социального обслуживания в недельный срок принимает решение о зачислении гражданина на постоянное или временное социальное обслуживание на дому. В случае принятия гражданина на надомное обслуживание в соответствии с действующим законодательством с ним заключается Договор на оказание услуг нестационарного социального обслуживания.

«Мобильная социальная служба»

При отделениях срочного социального обслуживания функционирует «Мобильная социальная служба», созданная для оказания разовых услуг социального обслуживания, которая ориентирована на индивидуальные потребности.

Периодичность оказания разовых услуг определяется в зависимости от индивидуальной потребности граждан. Продолжительность услуг не более 4 часов в день с учетом проезда сотрудника к месту оказания услуги и обратно. Перечень услуг устанавливается центром социального обслуживания по предварительной заявке и личному заявлению обратившегося

Клиенты «мобильной социальной службы»

  • инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности;
  • лица, достигшие пенсионного возраста, но не нуждающиеся в надомном социальном обслуживании на постоянной основе;
  • лица, не достигшие пенсионного возраста, нуждающиеся в социальной помощи, но не имеющие право на надомное обслуживание
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • одинокие матери, вдовы и вдовцы, воспитывающие детей, в т.ч. детей-инвалидов;
  • многодетные семьи.

    Примеры разовых социальных услуг 

    • содействие в оформлении ИПР,
    • доставка технических средств реабилитации,
    • оказание на дому услуг по уходу за детьми-инвалидами,
    • сопровождение детей-инвалидов в учреждения дополнительного образования.

    Отделения дневного пребывания

    В каждом центре социального обслуживания существуют ОТД – отделения дневного пребывания, которые предназначаются для организации горячего питания, социально-бытового, культурного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Продолжительность посещения отделения – 22 рабочих дня, за исключением выходных и праздничных дней.

    Социальное обслуживание в ОДП предоставляется не чаще двух раз в год.

    Порядок принятия в ОДП, документы:

    • личное заявление гражданина или его законного представителя;
    • акта обследования материально-бытовых условий проживания;
    • заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний.

    Адресная социальная помощь

    Адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке.

    Помощь предоставляется гражданам в виде:

    • продовольственной помощи;
    • вещевой помощи;
    • санитарно-гигиенических услуг;
    • патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
    • услуг по комплексной уборке квартир.

    Отделения срочного социального обслуживания

    Отделения функционируют в каждом центре социального обслуживания. Они предназначены для оказания неотложной помощи разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке.

    Порядок оказания срочного социального обслуживания, документы

    • заявление установленного образца с предоставлением паспорта, удостоверяющего личность обратившегося;
    • акт обследования материально-бытовых условий проживания;
    • копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из УСЗН района и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области;
    • копия справки или выписка из финансового лицевого счета жилищно-эксплуатационного учреждения по месту жительства;
    • справка от лечащего врача о наличии заболевания сахарным диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе. Гражданам, имеющим диабетические заболевания, помощь может оказываться один раз в квартал в виде специализированного диабетического продуктового набора.

    Оказание санитарно-гигиенических услуг

    Решение о предоставлении санитарно-гигиенических услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

    Санитарно-гигиенические услуги включают: мытье тела, головы, стрижку волос, смену нательного и постельного белья.

    Необходимые документы 

    • личное заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание;
    • акт обследования материально-бытовых условий проживания;
    • медицинское заключение о необходимости в данных услугах.

    Патронажные социально-медицинские услуги

    Патронажные социально-медицинские и патронажные социальные услуги направлены на поддержание и улучшение здоровья граждан.

    Патронажные социально-медицинские услуги включают:

    • наблюдение за состоянием здоровья;
    • измерение артериального давления;
    • выполнение перевязок;
    • наложение компрессов;
    • обработку пролежней и раневых поверхностей;
    • выполнение инъекций по назначению врача;
    • сбор материалов для проведения лабораторных исследований;
    • контроль за приемом лекарств;
    • вызов врача на дом;
    • смену нательного белья;
    • смену памперсов, постановку судна;
    • переворачивание в постели;
    • оказание помощи в приготовлении пищи для подопечного;
    • кормление подопечного;
    • помощь в домашнем хозяйстве подопечному (мытье посуды, вынос мусора и т.д.).

    Патронажные социальные услуги включают:

    • вызов врача на дом;
    • смену нательного белья;
    • смену памперсов
    • помощь в ведении домашнего хозяйства (мытье посуды, вынос мусора и др.).
    • оказание помощи в приготовлении пищи для подопечного;
    • кормление подопечного.

    Порядок предоставления патронажных социально-медицинских и патронажных социальных услуг

    Решение о предоставлении данного вида услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

    Документы:

    • личное заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание;
    • акт обследования материально-бытовых условий проживания.

    Комплексная уборка квартир

    Комплексная услуга по уборке квартиры включает:

    • влажную уборку всех типов покрытия полов;
    • очистку сантехники, санитарную обработку поверхностей дезинфицирующими составами;
    • уборку устойчивых загрязнений с влагостойких стен;
    • уборку пыли и загрязнений всех типов мебели;
    • уборку пылесосом ковров, ковровых дорожек, паласов и др.;
    • мытье окон и оконных откосов;
    • чистку кухонной плиты;
    • утепление окон в зимнее время;
    • уборку и чистку плинтусов;
    • протирку дверей и дверных проемов.

    Порядок оказания услуги и документы

    Решение о предоставлении данного вида услуги принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлениям центра социального обслуживания.

    Услуги по комплексной уборке квартир предоставляются не чаще 1 раза в квартал гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

    • заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание;
    • акт обследования материально-бытовых условий проживания.

    Социальные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх Территориального перечня гарантированных государством социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года № 215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», предоставляются за плату и только на добровольной основе и на основании заключенного между учреждением и гражданином Договором на оказание данных услуг.