Многие из тех, кто хотя бы раз в жизни сталкивался с работниками Управляющей компании, могут подтвердить, что добиться от коммунальщиков выполнения их же функций бывает достаточно сложно. Но сложно не означает невозможно! Поменять Управляющую компанию или избрать иной способ управления на практике иногда не представляется возможным. Так, например, в небольших городах функционирует, как правило, только одна управляющая компания и альтернативы ей нет, а создание ТСЖ не оправдывает себя финансово.

В общем, если вы находитесь примерно в таких условиях, то эта статья точно для вас!

Если вам не повезло и затопление действительно произошло, то необходимо соблюсти несколько обязательных правил, которые непременно помогут вам в дальнейшем взыскать с Управляющей организации убытки, причиненные собственности заливом.

  1. В обязательном порядке обесточьте все электроприборы; приложите усилия для дальнейшего предотвращения залива соседей снизу.
  2. Ничего не переставляйте и не убирайте. В случае, если кроме стен, потолка и пола пострадали какие-либо интерьерные и бытовые вещи, постарайтесь сохранить их расположение таким образом, как это было до вашего прихода.
  3. Незамедлительно вызывайте представителей УК для устранения причин залива и составления Акта о заливе. При этом при разговоре с оператором УК выясните номер вашей заявки и ФИО лица, принявшего заявку.
  4. Постарайтесь самостоятельно выяснить причину залива и зафиксировать ущерб.

Запечатлейте с помощью фото-, видеосъемки весь ущерб, который был причинен вам заливом.

Действия управляющей компании

Приехавшие на место залива работники Управляющей организации обязаны:

  • незамедлительно устранить причину залива;
  • осмотреть место залива и оформить соответствующий Акт.

Уполномоченное лицо при составлении Акта о заливе в обязательном порядке должно указать:

  • причину затопления;
  • место затопления (адрес) и ФИО, телефон собственника квартиры;
  • повреждения, причиненные заливом имуществу;
  • состав комиссии;
  • дату составления Акта.

Акт о заливе в обязательном порядке должен быть подписан всеми членами комиссии.

Если имеется возможность, то необходимо пригласить в качестве членов комиссии/свидетелей ваших соседей, которые в дальнейшем при необходимости смогут выступить в суде с пояснениями.

Так же, если вы не согласны с тем, что указано в Акте о заливе, вы можете указать свои замечания в Акте.

В обязательном порядке требуйте копию Акта о заливе.

В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также представление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (п. 10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается в случае наличия договора управления с УК – Управляющей компанией (ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств возложено на УК законодательством РФ).

В дальнейшем после составления акта о заливе, УК может в добровольном порядке возместить вам причиненный ущерб или за свой счет произвести ремонт. Обычно это выглядит так: УК составляется смета с расчетами затрат на ремонт пострадавшей от залива квартиры и выполнение работ ставится в текущий план-график.

Но как правило, даже если дело доходит до внесения работ по ремонту вашей квартиры в график, такой график на практике не исполняется в установленный период, а переносится на следующий, и так до бесконечности.

В таком случае избежать судебного процесса вам не удастся.

На что можно рассчитывать при обращении в суд?

К отношениям с УК применим Закон о защите прав потребителей.

В пункте 3 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года от 04.06.2014 года указано, что деятельность управляющей компании по отношению к жильцам дома является услугой.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

На основании указанных выше норм Пленум Верховного Суда РФ в своем Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года резюмирует, что граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения (в том числе и спорные) распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Устранение причин залива

Согласно закону о защите прав потребителей (ст. 29 Закона), потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Таким образом, если причина возникновения залива УК не устранена, вы можете это требовать в судебном порядке.

Возмещение убытков

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Определить сумму убытков, причиненных заливом вашей собственности поможет оценочная организация, которая проведет оценку и предоставит вам соответствующий отчет.

Снижение платы за содержание и ремонт жилого помещения

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений (п. 6 Правил изменения размера платы).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 10 Правил изменения размера платы).

Согласно п. 10 Правил изменения размера платы для расчета снижения суммы оплаты за содержание и ремонт жилого помещения установлена формула.

Подсчет размера снижения платы является актуальным, если залив носит продолжительный характер и имеет место в течение какого-то времени (нескольких месяцев, лет).

Обязать рассчитать сумму снижения размеры плата можно саму УК на основании соответствующего ходатайства перед Судом.

Расчет может быть произведен с момента составления акта о заливе или с момента получения претензии с требованием устранить причины залива и пересчитать размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.

Взыскание неустойки

Законом о защите прав потребителей предусмотрена возможность взыскания неустойки за просрочку удовлетворения отдельных требований потребителя. При этом неустойка составляет три процента цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Правовая позиция о взыскании неустойки с управляющей организации за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, находит отражение в судебной практике (апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-1193; апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 по делу N 33-34950/14)

Взыскание морального вреда

Также в соответствии с Законом о защите прав потребителей вы имеете право на взыскание с УК морального вреда, причиненного вам как потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указывается, что «при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости».

Взыскание штрафа

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с уполномоченной организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

Что еще необходимо знать?

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца, в том числе по месту жительства или пребывания истца (ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 3 статьи 17 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что Истцы, подавшие исковое заявление в защиту своих прав как потребителей освобождаются от оплаты государственной пошлины.

Резюме

Если по вине УК затоплена ваша квартира и УК отказывается произвести ремонт, устранить причину залива, то ваши дальнейшие требования заключаются в следующем:

  • совместно с Управляющей организацией составить акт залива;
  • произвести оценку ущерба;
  • направить в адрес УК претензию с соответствующими требованиями.
  • подать исковое заявления в Суд с требованиями о взыскании ущерба, устранении причины залива, взыскании неустойки, штрафа и морального вреда.

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

  • документы на квартиру;
  • паспортные данные, контактные данные Истца;
  • Акт залива квартиры;
  • Отчет об оценке;
  • фото-, видеоматериалы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (п. 1 ст. 98 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей.

Таким образом, с Управляющей компании подлежат возмещению расходы на оказание юридических услуг по представлению в Суде.