Если вы законопослушный гражданин, то вы аккуратно платите за электричество, газ, воду, телефон и знаете, что долгов у вас нет. Однако ситуации бывают разными: вы уезжали на все лето на дачу или потеряли квитанции об оплате, долго были за границей или решили купить квартиру на рынке вторичного жилья… Как узнать, имеется ли у вас или у прежних хозяев квартиры задолженность по ЖКХ?

Раздавать чужие долги?

Если вы покупаете квартиру из вторичного жилого фонда, в которой ранее жили неизвестные люди, обязательно стоит убедиться, не задолжали ли они за услуги ЖКХ. Теоретически получить выписку из домовой книги, то есть выписаться из продаваемой квартиры, жилец может лишь в том случае, если он честно осуществил все коммунальные платежи. Однако в реальности бывает иначе: человека могут правдами-неправдами выписать, а долг за коммунальные платежи перейдет на нового хозяина жилья. Или, скажем, прежние хозяева квартиры наговорили по телефону с Америкой на кругленькую сумму, им отключили телефон за неуплату. Получается, вам для того, чтобы подключить телефон, надо уплатить долг бывших недобросовестных хозяев?! Причем, такие истории случаются даже если люди покупают квартиру не по объявлению, прочитанному на заборе, а через агентство недвижимости, которое, казалось бы, должно гарантировать чистоту сделки. Поэтому, приобретая жилье, надо обязательно заранее узнать, не висит ли над квартиркой должок?

Проблема своевременных платежей за ЖКУ актуальна, если вы сдаете или снимаете квартиру и хотите быть уверенными в том, что за коммунальные услуги, свет и телефон уплачены вовремя. Бывает, что не платят по квитанциям недобросовестные жильцы. А бывает, что и арендодатели забирают у жильцов квитанции вместе с кругленькой суммой за аренду жилья, а вот деньги вносить по счетам не спешат! Если вы снимаете жилье, то узнать о задолженности вы можете, не афишируя того, что вы не прописаны в этой квартире. Так, позвонив, в МГТС достаточно просто назвать номер телефона и имя хозяина, на которого зарегистрирован телефон. Придя в Сбербанк можно набрать в банкомате адрес и указанный в квитанции код плательщика и узнать, внесли ли хозяева обещанную плату за электроэнергию.

Да и самим хозяевам жилья после долгой отлучки из квартиры или вообще из страны стоит поинтересоваться: а не образовался ли в ваше отсутствие долг? Ведь за неуплату коммунальных платежей берут пени. Бывают и более неприятные случаи — вплоть до выселения из жилого помещения, но это касается совсем уж злостных неплательщиков. Словом, долги пред ЖКХ — дело серьезное.

Есть ли у вас долг по квартплате и ЖКУ?

Плата за квартиру складывается из счетов за электроэнергию, телефон и жилищно-коммунальное хозяйство (газ, вода, вывоз мусора, уборка подъезда).

Электроэнергией занимается компания «Мосэнергосбыт». Получить исчерпывающую информацию о том, когда была произведена последняя оплата и есть ли на вашей квартире задолженность за электроэнергию можно позвонив по круглосуточному телефону МосЭнерго +7 (495) 981-981-9. Правда, дозваниваться придется долго — вас будут просить подождать 5–10 минут, пока оператор не ответит.

Интересующую вас информацию о задолженности можно узнать, зарегистрировавшись на официальном сайте компании «Мосэнергосбыт» и попасть в свой личный кабинет. Для этого нужно набрать ваш лицевой счет в поле «Номер вашего лицевого счета», он указан в бланке квитанции на оплату электричества. Затем в поле «номер счетчика» указать номер счетчика, он указан на самом приборе учета или на листе с расчетом суммы корректирующего извещения, входящем в пакет документов, который вам доставляют в обычный почтовый ящик от ОАО «Мосэнергосбыт».

Заполнив регистрационную анкету, вы получите доступ к своему личному кабинету, где сможете отслеживать все проведенные операции, узнавать о задолженности и оплачивать их здесь же на официальном сайте без комиссии.

В особых случаях, когда ни по телефону, ни через Интернет решить проблему задолженности не удается, можно отправиться в офис Мосэнергосбыт, расположенный на Мичуринском проспекте.

Городской телефон МГТС можно оплатить на официальном сайте организации.

Любую информацию о вашем стационарном телефоне вам сообщат в едином контактном центре по телефону +7 (495) 636-0-636. Узнать дополнительную информацию или пожаловаться вы можете, позвонив на линию качества по номеру +7 (495) 700-77-77.

Чтобы узнать баланс своего городского телефона вы можете позвонить с него же по номеру + 7 (495) 707-44-55. Система автоматически определит номер абонента в режиме реального времени и сообщит информацию о балансе лицевого счета звонящему. Данные абонентского счета доступны только по номеру, с которого совершается вызов ежедневно и в круглосуточном режиме.

Правда, если телефон уже отключен за неуплату, позвонить с него не удастся. Придется звонить с рабочего номера, с мобильного или от соседей. Лучше использовать для этих целей городской телефон, потому что на мобильную связь придется потратиться (если только у вас не безлимитный тариф) — пока оператор ответит, дожидаться иногда приходится не менее 15–20 минут.

Интернет-сервис позволяет клиентам МГТС эффективно контролировать свой счет, динамику начислений, производить своевременную оплату за услуги связи и узнавать о возможных способах оплаты. Услуга «Баланс лицевого счета» предназначена для всех абонентов МГТС и предоставляется бесплатно. Чтобы лично убедиться в балансе своего домашнего телефона, нужно зарегистрироваться в личном кабинете в графе «Личный кабинет абонента МГТС». Чтобы зарегистрироваться в личном кабинете, надо указать телефонный номер и номер ПИН, который вы можете узнать, позвонив в службу Единого контактного центра по телефону +7 (495) 636-0-636, а также, придя в любой Центр продаж и обслуживания ОАО МГТС.

Квартплата за жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) находится в ведомстве ГКУ «Центр координации ГУ ИС», тоже имеющем свой официальный сайт. Для пользования интернет-сервисом «Личный кабинет» вам придется лично обратиться в ГУ ИС, к которому прикреплен ваш дом, и подписать согласие на обработку персональных данных через Интернет.

Сервис ГУ ИС обещает предоставить следующие услуги:

  • получить единый платежный документ;
  • просматривать единые платежные документы за предыдущие периоды;
  • ввести показания приборов учета;
  • получить информацию о ранее введенных показаниях приборов учета;
  • оплатить банковской картой все квитанции оплаты.

Горячая телефонная линия по вопросам расчетов и начислений за жилищно-коммунальные услуги ГУ ИС работает по номеру (495) 659-15-81 (круглосуточно). Дозвониться опять же непросто, во всяком случае придется потратить на это немало времени. Для того чтобы разгрузить операторов и сберечь ваше время и придумали личные кабинеты на сайтах. Поэтому, если пожилые москвичи еще не владеют Интернетом, — придется осваивать. Для вашего же удобства!

Есть еще два способа, чтобы просмотреть все свои платежи по квартплате и узнать о задолженностях по квартплате ЖКУ в Интернете. Во-первых, можно воспользоваться сервисом Банка Москвы. Надо ввести в требуемых полях код плательщика и указать период оплаты, и система покажет, есть ли долг и за какой период. Второй способ — зайти на сайт Сбербанка и точно также в онлайн-режиме узнать о возможной задолженности. Можно зайти в Сбербанк и пешком, набрав адрес и код плательщика по квитанции, вы сможете увидеть на экране банкомата сумму, которую вы должны заплатить за телефон и свет.

Как наказывают должников?

Если задолженность имеется, лучше погасить ее как можно скорее. Телефон, как известно, сразу же отключают за неуплату, и вы просто остаетесь без телефона.

Если вы окажетесь злостным неплательщиком, дело дойдет до судебных приставов, которые явятся к вам в дом, чтобы потребовать оплаты и узнать ваше место работы. Потому что, если вы пообещаете расплатиться с долгами и не сделаете этого, плата за услуги ЖКХ будет возмещена через ежемесячное удержание из вашей заработной платы.

Если в течение месяца после получения уведомления, образовавшаяся задолженность не погашена и гражданин в течение трех последующих суток не ликвидирует задолженность, предоставление коммунальных услуг будет ограничено или вовсе прекращено. Так говорится в направляемых должникам уведомлениях. Однако, как мы знаем, отключить воду, газ или электричество в отдельно взятой квартире многоквартирного жилого дома практически невозможно. Этим и пользуются злостные неплательщики!

Если же судебные приставы смогут застать их дома, на должников подают в суд. По истечении срока в 3 месяца непогашенной задолженности, у задолжавших могут арестовать имущество и продать в счет долга.

Но до продажи имущества, как правило, дело не доходит. Одного лишь посещения судебных приставов и ареста имущества большинству должников хватает, чтобы найти деньги и рассчитаться с имеющейся задолженностью.

Помимо ареста имущества есть и другие меры воздействия на неплательщиков. Действующим законодательством предусмотрен комплекс мер, позволяющий планомерно осуществлять взыскание задолженности. Это может быть и обращение на взыскание на имущество, находящееся на вкладах в банках, кредитных учреждениях, имущества в виде транспортных средств и т.д.

В отношении неплательщиков применяются такие меры воздействия как запрет выезда должников за пределы Российской Федерации. Производятся исполнительные действия также по фактическому месту нахождения должников, которые «скрываются от долгов», выехав за пределы Российской Федерации.

Самым суровым наказанием для должников является выселение их в менее благоустроенное жилье.

Как показывает практика, самые дисциплинированные плательщики — это добросовестные пенсионеры и семьи со средним достатком. А вот наиболее злостными неплательщиками, чаще всего, оказываются асоциальные семьи и, как ни парадоксально, граждане с очень высоким уровнем доходов.